Матвеев И.Е. "Современные направления энергетической политики Украины".

Анонс книги Матвеева И.Е.  «ЭНЕРГЕТИКА СТРАН СНГ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»



Матвеев И.Е. "Современные направления энергетической политики Украины".

Sovremennie-napravleniya-energeticheskoi-politiki-Ukraini


В статье освещаются вопросы зарождения и развития ТЭК Украины, а также возможные направления двустороннего (и многостороннего) энергетического сотрудничества Украины и России.




В начале прошлого века основой энергетического хозяйства Украины являлся добывающий сектор - производство различных видов газа, нефти, каменных и бурых углей, торфа. В этот период происходило становление электроэнергетики. В Донецкой, Харьковской и Днепропетровской областях строились тепловые станции, магистральные линии электропередачи и распределительные сети. Во время Великой Отечественной войны энергетическая инфраструктура была почти полностью разрушена. В послевоенный период объекты энергетики были оперативно восстановлены общими усилиями союзных республик.

Во второй половине ХХ века определились основные цели и задачи развития отраслей украинского ТЭК:

  1.  обеспечение растущего спроса на энергоресурсы со стороны локальных потребителей – крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, населения,
  2.  создание маршрутов транзита нефти, газа и электроэнергии в направлении «восток-запад» для укрепления экономических и политических связей СССР и стран СЭВ путем поставки дешевых топливно-энергетических товаров, увеличения товарооборота с государствами Западной Европы.

Расширение мощности и диверсификация украинского ТЭК происходили в рамках государственных стратегий и программ, рассчитанных на десятилетия. Общесоюзный формат планирования позволил повысить эффективность использования преимуществ каждой республики, обусловил высокий уровень географической и межотраслевой кооперации между предприятиями РСФСР и УССР, другими субъектами СССР в сфере энергетики и прочих секторах.

В середине 80-х годов на Украине был создан ТЭК мирового уровня, являющийся частью союзного комплекса. С технической точки зрения отдельные объекты (крупные ГЭС, АЭС, ряд систем передачи и распределения электроэнергии, магистральных трубопроводов) были уникальными. В хозяйстве главные позиции принадлежали электроэнергетике и трубопроводному транспорту, при этом мощность объектов генерации (СУМ - более 50 ГВт) и нефтегазотранспортных систем в несколько раз превысила местные потребности. В добывающем секторе доминировала угольная отрасль, а производство газа и нефти сократилось ввиду перемещения центров добычи в Сибирь, Казахстан и др. Предприятия УССР по переработке нефти и газового конденсата были ориентированы в основном на привозное (российское) сырье и полностью обеспечивали спрос на локальном рынке. В последнем десятилетии ХХ века – начале XXI века предполагалось увеличить в два раза (до 100 ГВт) суммарную установленную мощность (СУМ) украинских электростанций, в первую очередь атомных и тепловых, и завершить строительство магистральных ЛЭП и систем, необходимых для полноценной работы международной энергосистемы «Мир», объединяющей ОЭС СССР и стран-членов СЭВ. Данные задачи реализовать не удалось.

В 90-е годы Украина являлась не только одним из крупных рынков сбыта российских жидких и газообразных энергоносителей, но и основным маршрутом вывоза в европейском направлении газа и нефти, в меньшей степени – электроэнергии. После распада СССР в условиях экономического спада на территории Украины резко увеличились «потери» нефти, газа и электрической энергии. По мнению России, во многом это было связано с незаконными действиями местных хозяйствующих субъектов и иных структур (т.е. с бесхозяйственностью и воровством). Недостача транспортируемых энергоресурсов и ряд жестких мер, предпринятых Украиной в отношении России, неоднократно являлись предметами споров, в том числе в международных судебных инстанциях. В итоге наша страна была вынуждена приступить к расширению дополнительных и созданию новых маршрутов транзита топлива на рынок ЕС. В дальнейшем, при смещении центров добычи в высокие широты, использование Россией новых (северных) каналов транспортировки стало более выгодным решением (протяженность маршрута уменьшилась более чем на 1 тыс. км). Нежелание России поставлять топливо на условиях украинской стороны, сокращение транзита через территорию Украины воспринималось властями страны крайне негативно. Таким образом, в 90-е годы в энергетическом сотрудничестве двух государств присутствовали проблемы и споры, но они, как правило, разрешались в рабочем порядке. Ситуация обострилась в середине 2000-х годов с усилением на Украине антироссийской кампании, направленной на дискредитацию внешнеполитического курса и экономической политики России, углубление противоречий в энергетической сфере.

В конце ХХ века на Украине немногочисленные и несистемные государственные планы по развитию энергетики, рынков электроэнергии, газа и угля хотя и принимались, но выполнялись не полностью или не реализовывались по различным причинам (социально-экономическим, политическим и др.). Первая национальная стратегия развития национальной энергетики на период до 2030 г. была принята в 2006 г. Ее параметры не соответствовали ресурсным возможностям, текущим и потенциальным потребностям экономики. Кроме того, в 2014 г. конфигурация энергетического хозяйства изменилась ввиду возвращения Республики Крым в Россию, противостояния в Донбассе. В итоге данный план утратил актуальность.       

Новая стратегия была принята в конце 2017 г. («Стратегия – 2035»). Ее вектор направлен строго на Запад. Основными целями и задачами, зафиксированными в данном документе, являются повышение безопасности, энергоэффективности, конкурентоспособности национальной энергетики, интеграция в энергетическое хозяйство ЕС на базе общеевропейских норм и правил, снижение зависимости от России по всему спектру сотрудничества. В стратегии указана также политическая цель – возвращение Республики Крым в национальную юрисдикцию.

План предусматривает:

  1.  увеличение внутренней добычи углеводородов,
  2.  возрождение предприятий по переработке нефти и газового конденсата,
  3.  модернизацию сектора генерации, восстановление магистральных линий электропередач в направлении ЕС, встраивание в европейскую электроэнергетическую систему «ENTSO-E» (мощность электрической связи – 4 ГВт),
  4. ремонт газотранспортной системы (ГТС), ее частичную приватизацию и интеграцию в общеевропейскую газовую сеть «ENTSO-G»,
  5. развитие нефтепроводного транспорта,
  6. расширение производства ВИЭ-энергии, внедрение энергосберегающих технологий.

Отметим, в течение последних нескольких лет в средствах массовой информации публикуются многочисленные материалы о наличии и непрерывном углублении масштабных проблем в энергетическом комплексе Украины. На наш взгляд, ряд замечаний вполне справедливы. Действия основной части внутриполитических сил, находящихся у власти на Украине, наносят значительный вред отраслям национального ТЭК и энергетическому сотрудничеству с Россией. Тем не менее, украинская энергетика обладает высоким запасом прочности и живучестью, заложенными во времена СССР, и пока сохраняет возможности для возрождения. Согласно «Стратегии-2035», в 2035 г. среднегодовое потребление газа ожидается на уровне 30-33 млрд. куб м, угля – около 50 млн. т, нефти - 17 млн. т. С целью достижения уровня самодостаточности, в секторе добычи указанные показатели могут быть достигнуты - в ХХ веке решались и более масштабные задачи.  

Итак, цели и задачи «Стратегии-2035» можно разделить на две группы. Первая группа – достижимые с технической точки зрения в намеченные сроки и/или в более отдаленном периоде, чем заявлено в документе, вторая группа - декларативные (т.е. реализуемые с малой долей вероятности).

К первой группе относятся задачи по расширению примерно до уровня самодостаточности производства газа - природного, сланцевого, метана угольных пластов и бурых углей, усилении электрической связи с соседними западными странами, развитию нефтегазопроводных систем, модернизации секторов тепловой и атомной генерации. Оптимистичность оценки базируется на таких факторах, как: (1) крупные природные запасы угля и газа, а также нефти и урановых руд, (2) наличие энергетической инфраструктуры, пока еще сохранившей свой «каркас», (3) высокий уровень развития технологий, квалифицированные кадры, (4) поддержка Украины со стороны США и их ключевых партнеров.

Для развития угольной и газовой промышленности требуется решить ряд экономических, организационных, экологических и политических вопросов: снизить уровень коррупции, улучшить инвестиционный климат, принять меры финансового и нефинансового характера по стимулированию добывающих и перерабатывающих предприятий, синхронизировать планы развития отраслей ТЭК и других секторов хозяйства, систематизировать данные о запасах природных ископаемых и обеспечить к ним равноправный доступ участников рынка и др. В настоящее время соответствующие меры прорабатываются руководством Украины совместно с представителями делового сообщества, учеными и экспертами.

В нефтяной отрасли в среднесрочной перспективе прорывных результатов ожидать не приходится ввиду низкого уровня развития ресурсной базы и сложности процессов производства сырья. Рост добычи жидкого топлива до объемов, обеспечивающих примерно ¾ внутренних потребностей, просматривается на временном горизонте 2025-2030 гг.  Увеличение производства нефти и газового конденсата может оказать положительное влияние на сектор переработки нефти, газа и угля. Целью «Стратегии-2035» является повышение до 50% удельного веса национальных переработчиков в структуре потребления моторных топлив, а качество продукции должно быть не ниже стандарта «Евро-5».

Меры по модернизации и развитию сетевого хозяйства, восстановлению магистральных линий электропередачи в западном направлении и созданию переходов (т.н. вставок для обеспечения перетоков) могут быть реализованы в течение пяти-шести лет. Наличие устойчивой и мощной электрической связи с государствами ЕС необходимо Украине по политическим, экономическим и техническим соображениям - для демонстрации успехов в процессе сближения с Евросоюзом, снижения зависимости от поставок из России, экспорта электроэнергии (при наличии избытков) и ее импорта (в случае остановки АЭС, перебоях в работе тепловых станций и т.д.). Предполагается, что в ходе объединения ОЭС Украины и паневропейской энергетической системы будут разорваны электрические связи ОЭС Украины и ОЭС России и Белоруссии.

В секторе тепловой и атомной генерации работе имеются серьезные проблемы. Они обусловленные высоким уровнем износа оборудования, вынужденными сложными условиями работы - в режиме суточного маневрирования мощностью - крупных тепловых электростанций (ТЭС) и АЭС. Кроме того, половина ТЭС на 30-40% зависят от поставок донецких углей (из ДНР и ЛНР), а в 80% атомных реакторов используются тепловые сборки (ТС) российского производства, что неприемлемо для современного правительства Украины по политическим причинам.

Уменьшить влияние Донбасса предполагается путем перевода тепловых станций на твердое топливо, добываемое в центральных и западных регионах страны, поставляемых с внешних рынков. Модернизация ТЭС может быть проведена в течение нескольких месяцев. В атомном секторе ситуация более сложная. Украина планирует продолжать реализацию программы замещения российских ТС на зарубежные аналоги и одновременно искать пути и способы продления сроков эксплуатации энергоблоков без участия России. Отметим, при условии модернизации срок эксплуатации действующих ядерных реакторов, разработанных и введенных в эксплуатацию во второй половине прошлого века, ограничен 10-20 годами, т.е. до 2030 г., максимум – до 2040 г. В ближайшие несколько лет не исключена возможность сокращения атомной генерации из-за остановки отдельных энергоблоков. В среднесрочной перспективе Украине потребуется принять ряд стратегических решений о путях и способах развития отрасли: строить новые крупные АЭС или атомные энергоблоки малой мощности, наращивать ли добычу урановых руд, переработку ОЯТ, создавать собственное производство топливных сборок. В пессимистичном сценарии, т.е. в условиях дальнейшего развала промышленного сектора - ключевого потребителя, не исключена возможность постепенного отказа Украины от использования атомной электроэнергии и переключения усилий на развитие добычи уранового сырья, сферы утилизации/переработки ядерных отходов, поставляемых с внешних рынков. 

В период после 2019 г. в базовом варианте «Стратегии-2035» прогнозируется снижение объема транспортировки российского топлива до 80-50 млрд. куб. м в год, в ином случае - до 40-15 млрд. куб. м в год. Затраты на модернизацию и восстановление трубопроводной части ГТС оцениваются в 10-15 млрд. долл. США. Тем не менее, в этих условиях намечено уступить иностранным компаниям/инвесторам до 49% акций данного актива и интегрировать ГТС в газотранспортную систему ЕС. Вероятно, что украинская ГТС будет использоваться для транзита российского газа (в малых объемах), а также хранения в ПХГ топлива европейских компаний. Нефтепроводная система Украины может более широко применяться при транспортировке нефти и нефтепродуктов в Белоруссию, страны Балтии и другие государства объединенной Европы. Итак, заявленные Украиной задачи по развитию атомной электроэнергетики и трубопроводного транспорта могут быть решены частично.

Декларативной целью «Стратегии-2035» представляется увеличение до 25% доли ВИЭ в национальной структуре производства электроэнергии. Для ее достижения страна не располагает необходимыми финансовыми ресурсами и технологиями. Возможно, что незначительный рост централизованной выработки ВИЭ-энергии будет обеспечен за счет использования импортного б/у оборудования, например, ветроэнергетических станций, высвобождаемых в ЕС при переоснащении ветропарков.

В завершении исследования мы сформулировали два главных вопроса, находящихся вне политического контекста. Существуют ли перспективы энергетического сотрудничества России и Украины после двух десятилетий многочисленных реформ хозяйства, событий недавних трех лет? Если такие перспективы существуют, то в каких направлениях это сотрудничество может развиваться?

Принимая во внимание масштаб сдвигов и скорость трансформации современного мира, перспективы энергетического сотрудничества России и Украины является слабо предсказуемым, но его траекторию и основные черты все же можно обозначить.

Относительно благоприятные возможности для России просматриваются на временном горизонте 10-12-ти лет (до 2030 г.), т.е. до закрепления западных компаний в основных нишах энергетического рынка Украины и усиления их позиций в ведущих отраслях ТЭК. В период до 2025 г. в условиях стабилизации и/или сокращения энергопотребления Украина может нарастить производство первичных энергоносителей, приблизившись к уровню самодостаточности. В этой связи позиции России на национальном рынке топливно-энергетических товаров, вероятно, ухудшатся. Наше государство может частично сохранить влияние в традиционных секторах, которые формировались в рамках единого хозяйства СССР и в настоящее время не утеряли потенциала совместного развития. К ним относятся:

- торговля топливно-энергетическими товарами;

- транспортировка газа, нефти, угля, электроэнергии в широтном и меридиональном направлениях по действующим маршрутам, в перспективе – по вновь созданным, участие в восстановлении и модернизации трубопроводных систем, строительстве нефтехранилищ, эксплуатации ПХГ;

- добыча сырья (разведка и производство ископаемого топлива на шельфе Черного моря, сухопутных месторождениях); 

- нефтегазопереработка (модернизация действующих и строительство новых НПЗ и ГПЗ, химических производств высоких переделов, т.е. по выпуску полимеров, синтетических каучуков, лаков, красок, смол и др.);

- угольная отрасль и углехимия (газификация угля - получение жидких и газообразных углеводородов, этиленгликоля, аммиака и др., производство метана угольных пластов и др.).

- угольная генерация (строительство новых электростанций на базе современных технологий - критические и сверхкритические режимы паровых турбин, современные технологии сжигания топлива, разработка и внедрение «чистых» и энергоэффективных технологий на действующих тепловых станциях);

- атомная энергетика – поставка ядерного топлива, оказание услуг по модернизации и продлению сроков эксплуатации действующих энергоблоков и замыканию ядерного цикла, перевод украинских АЭС на новую технологическую базу путем строительства атомных энергоблоков следующих поколений (3 «плюс» и 4) - большой, а также средней и малой мощности – т.е. модульных реакторов на тепловых и быстрых нейтронах, в том числе с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии;

- гидроэнергетика – модернизация основных фондов, поставка российских гидротурбин большой и средней мощности;

- сетевое хозяйство - модернизация и развитие ЛЭП переменного и постоянного тока, поставка отечественного оборудования, средств автоматики;

- возобновляемая энергетика – поставка энергетического оборудования (гидротурбин малой мощности, солнечных панелей, ветрогенераторов), средств автоматики, совместная разработка и внедрение новых технологий;

- сфера энергоэффективности – разработка и внедрение современных технологий производства, транспортировки, распределения и потребления энергоносителей;

- торфяная промышленность – развитие торфопереработки с целью получения высококачественной продукции, конкурентоспособной на международных рынках (торфяных брикетов для отопления, продукции, применяемой в растениеводстве, животноводстве, тепличном производстве и др.);

- наука и образование – совместное развитие отраслевой науки, разработка инноваций, их коммерциализация, обучение специалистов в образовательных учреждениях, повышение их квалификации в профильных центрах.

В долгосрочной перспективе такие факторы, как: (1) интернационализация российского бизнеса, повышение конкурентоспособности отечественных компаний и наращивание их присутствия в объединенной Европе, Закавказье, Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке и АТР, (2) реализация проектов континентального масштаба с участием России и других государств ЕАЭС, (3) сближение позиций ЕС и ЕАЭС в экономической сфере, т.е. создание общего пространства от «Лиссабона до Владивостока» (при этом Украина может быть наблюдателем или участником процесса), (4) выведение на мировой рынок отечественных технологий «прорывного» характера в отдельных секторах (атомная энергетика, возобновляемые источники энергии, производство и хранение электроэнергии, передача электроэнергии постоянным током и др.) позволят расширить присутствие России на энергетическом рынке Украины, других государств ЦВЕ на качественно ином уровне и в кооперации с иностранными компаниями.    

Вероятно, что при неудовлетворительных результатах евроинтеграции и по другим причинам Украина может изменить курс энергетической политики и пойти на сближение с Россией, другими государствами ЕАЭС. С учетом интересов нашего государств восстановление двустороннего (и многостороннего) сотрудничества может осуществляться по следующим ключевым направлениям:

- генерация электроэнергии (атомная, газовая, угольная, на базе крупных ГЭС и ВИЭ) и ее распределение на внутреннем рынке Украины;

- переработка нефти и газа;

- оптовая и розничная торговля нефтепродуктами;

- добыча ископаемого топлива - угля, газообразных и жидких углеводородов;

- передача электроэнергии в широтном направлении, в том числе с использованием линий постоянного тока;

- транзит нефти и газа в меридиональном и широтном направлениях с использованием мощностей морских портов и трубопроводного транспорта (трубопроводов, хранилищ нефти и газа).  

 



Нет комментариев
Добавить комментарий