Нефтегазоперерабатывающие предприятия и нефтегазовый транспорт Республики Узбекистан.

Начало статьи


Нефтегазоперерабатывающие предприятия и нефтегазовый транспорт Узбекистана.


Ниже в таблице приведены данные о национальных нефтегазоперерабатывающих предприятиях.

 

Наименование предприятия

Дата создания


Дата модернизации *)

Примечание

Нефтеперерабатывающие заводы

Алты-Арыкский НПЗ (в 1906 г. - Ванновский нефтеперегонный завод, впоследствии - завод братьев Нобель)

1906 г.

2000 г.

Входит в структуру Ферганского НПЗ.

Ферганский НПЗ

1959 г.

2000 г.

Крупнейший НПЗ в регионе. Выпускает около 60-ти видов нефтепродуктов, в основном - моторное топливо, моторные масла, смазки, технические жидкости.

Бухарский НПЗ

1997 г.

Узбекско-французско-японское СП, включающее компании Узбекнефтегаз, Technip (Франция) и Marubeni-JGC (Япония). Обеспечивает около 80% внутреннего спроса на дизельное топливо

Джаркурганский НПЗ

(мини-завод)

2005 г.

СП Узбекистан-Россия (компании «Узбекнефтегаз» и «Петромаруз», С-Петербург), мощность - 130 тыс. т сырья в год. Выпускаемая продукция – светлые и темные нефтепродукты.

НПЗ в Джизакской области (проект)

2021 г.

Участники СП «Jizzah Petroleum» - «Gas Project Development Central Asia AG» (дочерняя структура ПАО «Газпром», 40%) и АО «Узбекнефтегаз» (60%), мощность НПЗ по сырью - 5 млн. т в год.

Газоперерабатывающие комплексы

Мубарекский ГПЗ

1971-1972 гг.

2018 г.

Годовая мощность – 30 млрд. куб. м сухого газа и 570 тыс. т газового конденсата

Шуртанский ГПЗ (ГХК)

1980 г.

2001 г.

Годовая мощность – 20 млрд. куб. м газа. Выпускает товарный газ, СУГ, бутан, пропан, стабильные бензины.

Устюртский ГХК

(ООО UZ-KOR Gas Chemical)

2015 г.

СП Узбекистан-Республика Корея. Сырьевая база – месторождения Восточный Бердах, Западный Бердах, Сургиль. Крупнотоннажная продукция - метан (товарный газ), полиэтилен, полипропилен (эти товары в основном экспортируются), а также этан, СУГ, газовый конденсат. Продукты пиролиза направляются на Бухарский НПЗ для дальнейшей переработки. Проектная мощность ГХК – переработка 4,2 млрд. куб. м газа, выпуск около 500 тыс. т химической продукции, из них 390 тыс. т полиэтилена, 80 тыс. т полипропилена.

Кандымский ГПК

2018 г.

СП (ПАО «Лукойл» и АО «Узбекнефтегаз»), годовая мощность – 4,8 млрд. куб. м., выпускаемая продукция – товарный газ, стабильный газовый конденсат, товарная сера.


Таблица Основные характеристики перерабатывающих заводов нефтегазового сектора Республики Узбекистан.

*) Дата ввода в эксплуатацию после модернизации в текущем столетии.

Источник: составлено автором.



В ХХ веке в Узбекской ССР, а также в пограничных с ней предгорьях Киргизской ССР, с развитием газопроводных систем и сектора газопереработки создавались подземные хранилища газа различной мощности, в том числе такие крупные, как: «Газли», а также «Северно-Сохское», «Майлуу-Суу»/«Майли Сай» (около 800 м над уровнем моря). После распада СССР между новыми государствами возникли споры по вопросу управления ПХГ «Северно-Сохское», которое находится на территории Киргизии и используется для обеспечения поставок узбекского газа. Менее вместительное киргизское ПХГ «Майлуу-Суу», расположенное вблизи одноименных нефтегазового и уранового месторождений и в 20-30 км от государственной границы с РУз, в 90-е годы было почти полностью законсервировано. Рассмотрим развитие и текущее состояние сектора хранения газа Узбекистана.

В 1970-1985 гг. в Бухаро-Хивинском районе вблизи месторождения «Газли» (эксплуатируется с 1961 г.) были построены крупнейшее в Центральной Азии одноименное ПХГ «Газли» и пять дожимных компрессорных станций. Данные объекты были предназначены для очистки и аккумулирования газа, отбора топлива в местную газораспределительную сеть и магистральные газопроводы «Бухара-Урал» и «САЦ». При вводе в эксплуатацию вместимость ПХГ «Газли» составила 2,0-2,4 млрд. куб. м. В 2008-2011 гг. компанией «Zeromax Gmbh» произведена коренная реконструкция систем, обеспечивающих функционирование ПХГ, и указанный показатель вырос до 3,1 млрд. куб. м. Модернизация ПХГ была необходима для поддержания местной добычи газа, повышения надежности снабжения потребителей, расположенных в северной части РУз, обеспечения рабочих параметров 2-й нитки МГП «Средняя Азия-Китай».

В августе 2011 г. разработаны планы по расширению активной мощности этого ПХГ до 10 млрд. куб. м путем строительства дожимной компрессорной станции высокого давления, новых очистительных и вспомогательных систем. В 2013 г. проект стоимостью 242 млн. долл. США был отложен по причине сворачивания узбекско-российского сотрудничества (компаний «Узбекнефтегаз» и «Газпром»). В долгосрочной перспективе он может быть реализован, например, в рамках программы сотрудничества ПАО «Газпром» и НХК «Узбекнефтегаз», которая предусматривает совместную деятельность компаний в геологоразведке, сфере хранения газа в ПХГ на территории Узбекистана и другие мероприятия.    

Вторым относительно крупным ПХГ, подключенным к газотранспортной системе Узбекистана и Киргизии, является «Северо-Сохское ПХГ» (вместимость – 1 млрд. куб. м).  Оно расположено в Бургандинском горном массиве (Ферганская область) на спорной территории вблизи киргизского с. Зарташ, при этом часть местных газопроводов, включая высокогорный МГП «Ахангаран-Пунган» (построен Узбекистаном в 2010 г.) и указанное ПХГ управляются узбекскими специалистами. В 2000-х годах республики неоднократно конфликтовали в скрытой и явной форме по вопросам обеспечения газом объектов, находящихся в Ферганской долине РУз и на юге Киргизии, незаконных подключений к газопроводам, недостачи (воровства) топлива на киргизской стороне.

В 1999 г. Узбекистан завершил проект по созданию «Ходжаабадского ПХГ». В его строительстве участвовали компания «Узбекнефтегаз» и фирма «BSI Industries, Inc.» (США). Это ПХГ предназначено для обеспечения поставок газа в распределительные сети, расположенные в Ферганской долине Узбекистана и южной части Киргизии.

 Таким образом, в настоящее время на территории Республики Узбекистан находятся два крупных ПХГ («Газли» и «Ходжаабадское») суммарной вместимостью около 4,0 млрд. куб. м. В первой половине 2018 г. вопрос о территориальной принадлежности «Северо-Сохского ПХГ» оставался неурегулированным.        


Нефтегазовый транспорт.

Сектор перевозки нефти и газа состоит из нефтепроводов, газопроводов и специальных мощностей железной дороги. Трубопроводный транспорт базируется на системах, построенных в середине и второй половине прошлого века: магистральных и местных трубопроводах, отводах, распределительных сетях. После 1992 г. отдельные части этого масштабного и ранее единого хозяйства перестали использоваться, были законсервирована и затем пришли в упадок. С приходом в регион инвестиций и рабочей силы из Китая, оживлением интеграционных процессов на пространстве СНГ транспортная составляющая местной энергетики получила новые импульсы к развитию.   

Сегмент транспортировки (ввоза) нефти из России и Казахстана представлен системой нефтепроводов, «ось» которой составляет трубопровод «Кумколь-Шымкент -Пахта-Бухара» (на территории функционирует в ограниченном режиме) и железной дорогой, позволяющей импортировать сырье с перевалкой на ж/д наливном терминале «Шагыр» (Казахстан, находится в 70 км от г. Шымкент). Пропускная способность этого транспортного коридора оценивается в 1 млн. т нефти в год. К 2021 г. синхронно с реализацией проекта по строительству нефтеперерабатывающего комплекса в г. Джизак намечено создание магистрального трубопровода «Шымкент (Казахстан)-Джизак (Узбекистан)» пропускной способностью 5 млн. т в год. Согласно планам, эта транспортная система будет состыкована с МПН «Омск-Павлодар-Шымкент» при условии полного восстановления системы на казахстанском участке. В данном проекте предполагается участие двух предприятий - «КазМунайГаза» и «Узбекнефтегаза», при этом каждая компания намерена осуществлять работы на территории своего государства.

Сегмент транспортировки газа включает несколько крупных трубопроводных систем, разветвленную сеть «капилляров» - газопроводов средней и малой мощности (в XXI веке уровень газификации частных домовладений – около 100%).

Три нитки МГП «Бухара-Урал» созданы в 1962-1965 гг., шесть ниток МГС «Средняя Азия-Центр» - в 1967-1974 гг. Все этапы работ велись в «нечеловечески» тяжелых природно-климатических условиях, отсутствии транспортной и социальной инфраструктуры, местной рабочей силы, сложной эпидемиологической обстановке. В настоящее время используются лишь отдельные участки указанных систем по техническим, экономическим и политическим причинам.  

В 2000-х годах начато восстановление ранее действующих маршрутов транспортировки газа по отдельным ответвлениям МГП «САЦ и «Бухара-Урал», которые находились на консервации и затем утеряли работоспособность. В 2002-2003 гг. завершено строительство перемычки «Каган-Газли», восстановившей транспортную связь между Бухаро-Хивинским и Устюртским нефтегазоносными регионами, МГП «САЦ» и МГП «Бухара-Урал». Работы проводились группой компаний «ИТЕРА», стоимость проекта – 30 млн. долл. США, протяженность – 67 км, пропускная способность – 30 млн. куб. м в сутки. В 2004 г. компании ООО «ЛУКОЙЛ Узбекистан Оперейтинг Компани» и НХК «Узбекнефтегаз» заключили СРП сроком до 2046 г. на разработку местных участков «Хаузак», «Шады» («Денгизкульское месторождение») и «Кандымской группы месторождений». Для транспортировки природного газа, очищенного на «Кандымском ГПЗ», также используется указанный газопровод.      

В 2016 г. завершен проект по строительству и модернизации газотранспортного участка «Газли-Нукус» (начат в середине 90-х годов), что позволило повысить надежность газоснабжения потребителей Республики Каракалпакстан и Хорезмской области (в 2013 г. в указанных субъектах отдельные районы переведены на использование угля и СУГ), расширить экспортные возможности страны в направлении Казахстана и России. Новый газопровод проложен в русле Амударьи на глубине около 20 км с использованием технологий бурения со значительным отходом от вертикали.

Поставки узбекского и туркменского газа в Таджикистан осуществляются с использованием трех газопроводов: «Келиф (Туркмения)-Мубарек-Зирабулак» (построен в 70-е годы), «Келиф -Душанбе» (1975 г.) и «Шуртан-Шерабад» (Узбекистан-Таджикистан в обход территории Туркмении, 2003 г.).

В конце 2000-х годов-начале второго десятилетия на территории РУз построены три нитки МГС «Центральная Азия-Китай» (Туркмения-Узбекистан-КНР, протяженность – около 1,8 тыс. км). Две ветки «А» и «В» суммарной проектной мощностью 30 млрд. куб. м/год сданы в эксплуатацию в 2009 г. По нитке «С» поставки в КНР туркменского газа начаты в мае 2014 г., узбекского - в 2016 г. Ее максимальная пропускная способность - 25 млрд. куб. м газа в год, при этом предполагается, что в дальнейшем из Туркмении (Малайское газовое месторождение) и Узбекистана будет вывозиться по 10 млрд. куб. м в год, Казахстана -  5 млрд. куб. м в год. Проект строительства четвертой нитки «D», проходящей через территорию Киргизии (ОсОО «Газпром Кыргызстан» - дочерняя компания ПАО «Газпром») и Таджикистана, начато в 2014 г. и осуществляется медленными темпами. Ее пропускная способность - 30 млрд. куб. м в год. После завершения строительства (возможно, до 2020 г.) суммарная пропускная способность МГС «Центральная Азия-Китай» может достичь 85 млрд. куб. м в год. Ниже на рисунке приведена схема газотранспортных систем региона.


Рисунок. Схема газопроводов стран Центральной Азии. 




Для перевозки нефти и нефтепродуктов, угля и СУГ используется также железнодорожная инфраструктура. В 1994 г. завершилась реорганизация бывшей региональной «Среднеазиатской железной дороги» и на ее основе на территории страны создана «Узбекская железная дорога» (оператор АО «Узбекистон темир йуллари»). Обобщенные данные о путях и способах транспортировки нефти и газа по территории Узбекистана представлены ниже в таблице.


Таблица. Основные транспортные системы Республики Узбекистан и других государств Центральной Азии в нефтегазовом секторе.

Наименование

Год ввода в эксплуатацию

Среднегодовая мощность

Примечание

Нефтепроводы

 

 

 

Магистральный нефтепровод Тюмень (Россия) - Шымкент (Казахстан) -  Пахта - Бухара (Узбекистан) - Сейди (Чарджоу, Туркменистан).

140-км участок Шымкент-Пахта восстановлен в 2003-2004 гг.

1977-1983 гг.

до 36 млн. т, участок Шымкент-Пахта - около 2 млн. т

Предназначен для поставки сырья в южном направлении на НПЗ четырех азиатских республик.

Шымкент-Джизак (проект в стадии реализации)

2021 г.

5 млн. т

Необходим для обеспечения узбекских НПЗ сырьем, поставляемым из России и Казахстана. Может быть присоединен к нефтепроводу «Омск-Павлодар-Шымкент».

Газопроводы

 

 

 

Бухара-Урал (3 нитки)

1962-1965 гг.

15 млрд. куб. м

Высокий уровень износа, используется Россией, Казахстаном, Узбекистаном на отдельных участках

САЦ - 1,2,3,4 (всего 6 ниток)

1967-1969 гг., 1972-1974 гг.

67,5 млрд. куб. м

Высокий уровень износа, используется на отдельных участках

Средняя Азия-Китай- А, В, С

2009-2014 гг.

55 млрд. куб. м

Туркмения-Узбекистан-Казахстан-Китай.

Средняя Азия-Китай-D (проект)

25 млрд. куб. м в Туркмении и 30 млрд. куб. м в Узбекистане

Проходит через территорию Туркмении, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Проект реализуется низкими темпами.

Каган-Газли

1966-1974 гг., 2002-2005 гг.

В ХХ веке соединял месторождения средней части Узбекистана с МГП «САЦ» и «Бухара-Урал». В 2000-х годах построен заново. Используется для поставок газа с Кандымской группы месторождений (СРП Лукойл-Узбекнефтегаз).

Газли-Нукус

1993 г., 2002-2016 гг.

В ХХ веке – часть МГП «САЦ» и «Бухара-Урал». В РУз строился в несколько этапов и неоднократно модернизировался.

Келиф-Душанбе

1975 г.

Созданы для транспортировки газа из Афганистана в СССР через р. Амударья. Согласно проекту, предназначены для подачи топлива на юг Узбекской СССР (в Сурхандарьинскую и Кашкадарьинскую области) и в Таджикскую ССР.

Келиф-Мубарек-Зирабулак

70-е годы ХХ столетия

Шуртан-Шерабад

2003 г.

1 млрд. куб. м

Построен в обход территории Туркмении для снабжения юга Ферганской области РУз

Железная дорога Россия-Казахстан, далее в Узбекистан-Таджикистан-Киргизию-Туркмению («Среднеазиатская железная дорога»), в Иран, Афганистан

конец XIX века-ХХ век, в зависимости от участков

В 1991 г. Среднеазиатская железная дорога разделена на четыре отдельные дороги: «Узбекистанскую ж/д» (АО «Узбекистон темир йуллари»), «Туркменскую ж/д», «Киргизскую ж/д» и «Таджикскую ж/д». При транспортировке нефти в Узбекистан с территории Казахстана требуется перевалка на ж/д терминале Шагыр (вблизи г. Шымкент).

Нет комментариев
Добавить комментарий