Научно-техническая сфера и основные направления подготовки кадров стран ЕАЭС

Научно-техническая сфера и основные направления подготовки кадров стран ЕАЭС

Nauchno-tehnicheskaya-sfera-i-osnovnie-napravleniya-podgotovki-kadrov-stran-EAES

Авторская статья Матвеева Игоря Евгеньевича.

 Исторический опыт свидетельствует от том, что экономическая целесообразность и взаимная выгода формируют необходимые, но недостаточные условия для долгосрочного сотрудничества государств в рамках объединений и союзов. В настоящее время соответствующие подтверждения можно найти в различных регионах мира, включая Евразию.

В текущем десятилетии в ЕАЭС усилились негативные тенденции, замедляющие процесс интеграции, что привело к резкому усложнению процессов согласования, утверждения и исполнения решений и рекомендаций ЕЭК, нестабильности товарооборота, сокращению общественной поддержки Союза.

С одной стороны, эта ситуация является следствием общемировых изменений и трансформаций, в первую очередь, мировой политической системы, экономики и общества, международной торговли, раскручивания спирали масштабной цифровизации.

С другой стороны, причина действия «интеграционного тормоза» находится вне сферы товарно-денежных отношений. Она скрыта в базовом принципе ЕАЭС: «сначала экономика, политика потом». Союз, нацеленный на гармонизацию экономических интересов без учета общих социокультурных ценностей и смыслов (сформированных в течение многих столетий), представляется низко эффективным в долгосрочной перспективе. Участникам объединения целесообразно усилить межкультурное взаимодействие, в первую очередь – в научно-технической сфере, по линии образования и просвещения.

Проблематике общего, т.е. коллективного научно-технического (исследовательского, инновационного) и образовательного пространства и посвящена данная работа. В статье отмечено, что необходимость расширения научно-технического сотрудничества обусловлена не только императивом интеграции, но также непрерывным ускорением НТП, превращением интеллектуального ресурса в важный фактор трансформации индустриального мира. Меры по укреплению взаимодействия в области науки, образования и просвещения, синхронизации государственной политики требуются для сбалансированного развития научного, технического, творческого и духовного потенциала людей, концентрации усилий в «прорывных» секторах знаний. Главной целью исследования является уточнение основных направлений подготовки кадров, необходимых для решения задач, зафиксированных в национальных стратегиях и планах развития, достижения целей ЕАЭС.

Структура статьи следующая. В начале рассматривается опыт ХХ века, производится оценка современного научного ландшафта каждого участника ЕАЭС, определяются цели, задачи, приоритеты научно-технологического и инновационного развития, зафиксированные в национальных документах стратегического планирования. Затем рассматриваются основные аспекты сотрудничества в сфере науки и образования, уточняются области общих интересов, обладающие интеграционным потенциалом. На основе полученных результатов формулируются предложения по подготовке кадров.  


Опыт ХХ века и научная специализация республик

 

В конце 80-х годов ХХ века каждая союзная республика обладала высокоразвитой научной, научно-производственной и образовательной инфраструктурой, которая создавалась в течение нескольких десятилетий с учетом местных условий и возможностей, общих потребностей. В её состав входили (1) академии наук, академические научно-исследовательские институты (НИИ), научные центры и отдельные лаборатории, (2) отраслевые НИИ и научно-производственные объединения (НПО), состоящие из конструкторских бюро и промышленных мощностей и позволяющие оперативно внедрять новые разработки, выпускать сначала опытные партии и, после проведения испытаний и доработки, - серийную продукцию с последующей поэтапной модернизацией, (3) крупные испытательные лаборатории и полигоны, (4) высшие, средние специальные учебные заведения и профессионально-технические училища, действующие в сотрудничестве с научными организациями, НПО и промышленными предприятиями, что позволяло учащимся старших курсов приобретать (перенимать у наставников) навыки и опыт практической работы. В 1946 г. создана высшая физико-техническая школа («система Физтеха»), которая в последствии была внедрена во многих ВУЗах страны. 

Работа по развитию кадрового потенциала начиналась на ранних этапах социализации личности. Выявлением творческих способностей и развитием технических навыков у детей, подростков и молодежи на бесплатной основе занимались станции юных техников и натуралистов, кружки моделирования, творческие студии и многие другие, как сказали бы в настоящее время, сетевые организации. Тиражами в 1,0-1,5 млн. экземпляров в месяц выпускались журналы и другие научно-технические издания, рассчитанные на различный уровень подготовки («Юный техник», «Техника молодежи», «Моделист-Конструктор», «Наука и Жизнь» и другие).     

Субъекты СССР функционировали в рамках единой политики. Научно-техническое пространство было «пронизано» горизонтальными (между республиками) и вертикальными связями с общесоюзными (центральными) учреждениями. Республики были вовлечены в общие процессы с учетом их специализации (таблица 1).

Научно-техническая специализация отдельных республик СССР в период до 90-х годов.


Таким образом, инфраструктура, созданная в ХХ веке, обеспечивала:

- раскрытие творческого и технического потенциала личности на различных этапах её социализации;

- плановую подготовку специалистов, необходимых для решения задач социально-экономического развития;

- преемственность знаний, навыков и опыта в рамках системы наставничества;

- повышение квалификации/переподготовку кадров, продвижение перспективных специалистов вверх по социальным лифтам;

- стимулирование изобретательской и рационализаторской работы;

-системное развитие отраслевой и фундаментальной науки во взаимодействии с промышленным сектором с учетом специфики каждой республики (т.е. уровня развития местных производительных сил и национальной культуры).

Роспуск СССР и переход на рыночные принципы хозяйствования привели к разрыву подавляющего большинства традиционных связей, что стало причиной коренных изменений в сфере науки и образования новых государств. На текущем треке развития опыт прошлого столетия может стать источником полезных, рациональных идей, проверенных практикой подходов, принципов и схем совместной работы.


Современный научный ландшафт и приоритеты научно-технического развития


Республика Армения. В 90-е и 2000-е годы научный потенциал страны резко сократился. В ХХI веке процессы восстановления и развития чистой и прикладной науки протекают медленно ввиду недостатка финансов, нехватки квалифицированных кадров, оборудования и материалов, эмиграции специалистов, низкого уровня развития материальной базы науки, слабого спроса на инновации со стороны национальной промышленности.

Стратегию и тактику экономического развития определяют такие ключевые факторы, как: ограниченность запасов полезных ископаемых, географические особенности (отсутствие выхода к морям, горный рельеф местности), малый размер внутреннего рынка (около 3 млн. человек), специфика региональной политической ситуации (нестабильные отношения с Азербайджаном и Грузией). В этой связи главная цель научно-технической политики Армении - ускоренная интернационализация научно-технологической и инновационной сферы на базе основного ресурса страны - квалифицированной рабочей силы. Основная задача - максимально широкая интеграция в международные структуры вне зависимости от географического фактора.  

Сфера науки и образования представлена «Национальной академией наук Республики Армения» («НАН РА»), примерно 30-ю академическими НИИ и научно-исследовательскими организациями, 16-ю крупными высшими учебными заведениями (университетами, многие из них – являются фондами), несколькими десятками исследовательских, аналитических и других специализированных исследовательских центров различных форм собственности.

В фокусе академических НИИ находятся естественные и гуманитарные науки (математика, физика, химия, биология, механика, информатика, экология, науки о Земле, науки о человеке, философия, социология). Исследования проводятся и на стыке дисциплин. Прикладная наука сфокусирована на энергетических и НБИКС-технологиях.

В энергетическом хозяйстве приоритетами являются атомная и солнечная энергетика, другие секторы низкоуглеродной энергетики (на базе энергии воды, ветра, тепла Земли, биотоплива), энергоэффективность и ресурсосбережение, транспортная и энергетическая инфраструктура (подключение к региональным транспортным и энергетическим системам, коридорам).

В сфере биотехнологий страна обладает научным заделом. В структуре «НАН РА» действуют «Научно-производственный центр «Армбиотехнология», а также «Государственная некоммерческая организация «Армбиотехнология», в составе которой три крупных организации - «Институт биотехнологии», «Институт микробиологии» и «Центр депонирования микробов» (все созданы на базе научно-исследовательских структур СССР). Основные виды деятельности - фундаментальные и прикладные исследования в области генной инженерии, органической химии, молекулярной биологии, биотехнологии, микробиологии, генетике, биотехнологические производства.

В IT-секторе действует национальная «Академическая научно-исследовательская компьютерная сеть Армении» (1994 г.), входящая в структуру «НАН РА». Начиная с 2000-х годов государственным приоритетом являлось развитие сети «Интернет» (расширение национальных сетей широкополосного доступа, повышение уровня компьютеризации населения, увеличение возможностей по предоставлению услуг) на основе западных стандартов, технологий и оборудования. В итоге это привело к «размыванию» «цифрового» суверенитета страны. В настоящее время организации, обеспечивающие доступ к информационным сетевым службам, в подавляющем большинстве - компании с иностранным капиталом, которые контролируют более 90% национального рынка.

Сегмент нанотехнологий развит слабо. Для продвижения в этом направлении Армения предполагает развивать сотрудничество с другими странами, например, Ираном.

Крупные государственные и частные университеты участвуют в реализации международных программ (Euroasia, Eueromed, USAID, UNDP/GEF, ANSEF, SCOPES, Tempus-Tacis, McArtur, NISCUPP, INTAS Nato Science), что позволяет развивать собственные компетенции, модернизировать оборудование научных центров и лабораторий, направлять за рубеж студентов и аспирантов для обучения и получения практического опыта. Научные центры, действующие при вузах, ведут работу в различных областях знаний, в том числе таких, как: математика, физика, медицина, цифровые технологии, биотехнологии, экономика, юриспруденция.

Исследовательские и аналитические организации, созданные общественными (в том числе политическими) и иными организациями, так называемые «мозговые центры», занимаются изучением социально-политических и экономических процессов. Результаты их деятельности оказывают влияние на научно-техническую и социальную политику государства.

В 2000-х годах в Армении при поддержке Всемирного банка и частных фондов («Измирян» и других) создано несколько бизнес-инкубаторов. Наиболее крупные из них расположены в г. Ереване и г. Гюмри (специализация - разработка программного обеспечения).

Основными источниками финансирования науки и образования являются государственный бюджет, а также внебюджетные фонды, гранты, займы, кредиты, получаемые от международных, национальных организаций и по другим каналам от юридических и частных лиц. Особую ценность представляет Диаспора – важный источник инвестиций и экспертного опыта, весомый зарубежный политический ресурс.

Во внешнем контуре Республика Армения реализует многовекторную политику, развивает сотрудничество со странами Евросоюза, Северной Америки, ЕАЭС, Китаем, Индией и другими государствами. В течение последних 25 лет научные кадры и профессорско-преподавательский состав ВУЗов на регулярной основе проходили переподготовку в ведущих университетах ЕС и США.

В рамках ЕАЭС приоритетными для Армении являются следующие направления сотрудничества: наука и образование, промышленная кооперация, электронная коммерция, новые методы финансовых расчётов, «умный» город, энергосбережение, государственное управление, технологии распределенного реестра, цифровые решения для навигации и транспортной инфраструктуры (использование систем «Платон» и «ГЛОНАСС»), цифровизация агропромышленного комплекса и туризма. В формате ЕАЭС Республика Армения наиболее активно взаимодействует с Российской Федерацией, менее интенсивно – с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.       

Наиболее важные цели и задачи страны в научно-технической и образовательной сферах, зафиксированные в ключевых документах стратегического планирования, можно обобщить в рамках следующего перечня:


  1. Всестороннее развитие социального капитала, чистой и прикладной науки, повышение уровня общего и профессионального образования путем углубления международного сотрудничества и на базе внутренних ресурсов. Рост конкурентоспособности армянской науки и образования в глобальном измерении.
  2. Расширение международной кооперации в научно-технологической сфере с целью превращения Армении в центр НИОКР высокотехнологичных компаний и глобальных ТНК.
  3. Трансферт и адаптация зарубежных технологий с последующим переходом к разработке собственных решений (в отдельных секторах экономики). Модернизация традиционных производств путем преимущественного использования НБИКС-технологий, рост числа малых и средних инновационных компаний.
  4. Цифровизация экономики по следующим направлениям: инфраструктура, государственное управление, частный сектор, «цифровые» навыки у пользователей, «цифровая» институциональная система, кибербезопасность. В среднесрочном периоде главной задачей является совершенствование государственной ИКТ-инфраструктуры путем построения высокоскоростных сетей, организации высокопроизводительных облачных сервисов.
  5. Комплексное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, преодоление изоляции от крупных региональных и мировых рынков.
  6. Развитие атомной и возобновляемой энергетики.
  7. Повышение энергобезопасности, энергоэффективности хозяйства, сбережение флоры и фауны для будущих поколений.
  8. Укрепление связи с Диаспорой, вовлечение её в процессы развития науки и образования, промышленности и торговли.

Республика Беларусь. Страна унаследовала высокоразвитую научно-образовательную инфраструктуру, позволяющую проводить фундаментальные и прикладные исследования по многим направлениям.

Отметим, в структуре «Академии наук Белорусской ССР» первые научно-практические центры были созданы в 70-е годы с целью укрепления связей науки и промышленности. В ХХI веке данный опыт продолжает широко использоваться. Научные исследования ведутся на плановой основе с учетом государственных приоритетов и конкретных задач, получаемых от реального сектора экономики. Это позволяет упорядочить научную деятельность и повысить её эффективность, сократить время внедрения в производство новых знаний и технологий, выведения на рынок инновационных товаров и услуг.

В наступившем столетии «Национальная Академия наук Республики Беларусь» («НАН Беларуси») получила статус ведущей государственной научной организацией, определяющей приоритеты и пути развития страны и превратилась в источник знаний и инноваций, интеллектуальный и экспертный центр страны. В её составе семь отделений (аграрных и биологических наук, гуманитарных наук и искусств, медицинских наук, физико-технических наук, физики, математики и информатики, химии и наук о Земле) и несколько десятков НИИ.

Подразделения «НАН Беларуси» занимаются чистой наукой в отдельных секторах знаний, но основные усилия академических институтов сконцентрированы на прикладных исследованиях. Во втором десятилетии подавляющее большинство НИИ инициировали создание инновационных, научно-практических центров, научно-производственных объединений. В 2018 г. в структуре «НАН Беларуси» действовали более 70-ти центров и кластеров, сформированных по отраслевому и/или региональному принципу. Вероятно, в среднесрочной перспективе будут образованы несколько новых крупных кластеров (в виде НПО), выполняющих функцию «локомотивов» развития науки и экономики в приоритетных областях.

Главная цель научно-технологической и инновационной политики страны – перевод хозяйства на технологии не ниже 5-го и 6-го укладов, переход в экономику знаний. Основными задачами являются (1) трансформация хозяйства на основе имеющихся природных и иных ресурсов, передовых знаний и технологий, (2) всестороннее развитие личности человека в духе традиционных ценностей, повышение стандартов жизни людей, (3) сохранение окружающей среды, (4) развитие сотрудничества в формате ЕАЭС, в первую очередь с Россией.

В 2015 г. в указе президента Республики Беларусь зафиксированы следующие приоритеты: ИКТ, авиакосмические технологии, энергетика (атомная и возобновляемая), био- и наноиндустрия, химия (включая фармацевтику), нефтехимия, медицина, точное машиностроение (приборостроение и электронная промышленность). К важным направлениям развития отнесены промышленные биотехнологии, наноматериалы, информационные и аэрокосмические технологии, энергоэффективность, новые источники энергии, медицинские приборы и фармацевтика, технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, рациональное природопользование, природосберегающие и природоохранные технологии.

В области международного сотрудничества основными партнерами Республики Беларусь являются Россия, Китай, страны Евросоюза (Австрия, Нидерланды, ФРГ, Кипр, государства Балтии), европейские и международные структуры, содействующие развитию науки и образования в целях интеграции (проекты «ТEMPUS», «Поддержка треугольника знаний в Беларуси, Молдове и Украине» и другие). Основные задачи долгосрочного развития представлены в следующем перечне: 


  1. Создание «Национальной инновационной системы», объединяющей государственные структуры, финансовые организации (банки и фонды), субъекты малого и среднего предпринимательства, юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную, научную, научно-техническую и образовательную деятельность на территории страны с целью повышения качества государственного управления, развития приоритетных секторов экономики, эффективного расходования ресурсов.
  2. Создание высокотехнологичных производств и групп предприятий по следующим направлениям: авиакосмические и НБИКС-технологии, химия, в том числе фармацевтика, точное машиностроение, атомные технологии, альтернативные источники энергии, агропромышленные технологии, формирование крупного кластера энергоемких производств вблизи «БелАЭС».
  3. Замещение импортных углеводородов атомной электроэнергией, энергией, выработанной на базе возобновляемых источников энергии и местных видах топлива. Ускоренный переход на энергоэффективные и ресурсосберагающие технологии во всех секторах хозяйства.
  4. Диверсификация и увеличение экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции.
  5. Участие в научно-технических и образовательных программах ООН и других международных организаций, Союзного государства, ЕАЭС и СНГ.
  6. Создание благоприятных условий для привлечения в страну высококвалифицированных зарубежных кадров, притока иностранных инвестиций в научно-техническую сферу.
  7. Поиск талантов, развитие творческих способностей у детей и молодежи, подготовка и переподготовка специалистов старшего поколения.

Республика Казахстан. В 1946 г. создана «Казахская Академия наук», первоначально нацеленная на решение прикладных задач в добывающей промышленности, сельском хозяйстве, а также вопросов социального и духовного развития общества.

В 2003 г. академия получила название «Республиканское общественное объединение «Национальная академия наук Республики Казахстан» («НАН РК»). Развитие академии осуществляется по западноевропейской модели, что позволяет принимать в её ряды «коллективных членов». В настоящее время в составе «НАН РК» находятся четыре региональных отделения (в гг. Астана, Шымкент, Усть-Каменогорск, Караганда) и пять представительств (в гг. Кокшетау, Кызылорда, Павлодар, Талдыкурган, Тараз). Организация взаимодействует с научными структурами и отдельными компаниями из США, ЕС, России и Китая, стран-членов «Организации исламского сотрудничества» (ОИС), СНГ, АТР.

Отраслевая наука наиболее развита в горно-металлургической, нефтегазохимической промышленности и сельском хозяйстве. В последние несколько лет зафиксированы достижения в области «зеленой» энергетики.

В начале 2000-х годов в стране начали создаваться бизнес-инкубаторы и технопарки. В докризисный период число бизнес-инкубаторов превысило 50 единиц. В 2008-2010 гг. многие донорские программы были свернуты и указанный показатель сократился более чем в два раза. В 2018 г. несколько крупных бизнес-инкубаторов действовали в гг. Алматы, Шымкент, Астана. В ноябре указанного года введен в эксплуатацию первый в стране бизнес-инкубатор информационных технологий «Astana Hub». По состоянию на 2015/2016 гг. региональные технопарки функционировали в гг. Астана, Алматы, Шымкент, Караганда, Уральск, Усть-Каменогорск, Петропавловск.

В 2004 г. в 6-ти крупных ВУЗах (университетах) созданы научные центры, развернувшие исследования по следующим направлениям: науки о Земле, физика, математика и информатика, химико-технологические, биологические и медицинские науки, общественные и гуманитарные, аграрные науки.

Основная проблема национальной экономики, как и у других участников ЕАЭС, – низкий спрос на инновации. Данная ситуация объясняется рядом причин, в том числе (1) незаинтересованностью предприятий, управляемых иностранным капиталом (они опираются на зарубежные НИОКР, т.е. финансируют зарубежную науку), (2) монопольным положением отдельных национальных компаний, не стремящихся к модернизации производства, (3) высоким ссудным процентом, (4) нежеланием кредитных организаций нести риски, связанные с инновационной деятельностью, (5) слабой производственной базой отраслевой науки, что ограничивает возможности выпуска опытных образцов продукции с целью проведения натурных испытаний, (6) «фрагментарностью» научного пространства, т.е. географическим рассредоточением центров научной и экономической активности, (7) острой нехваткой квалифицированных кадров.  

Финансирование науки осуществляется из государственного бюджета, а также в рамках программ, реализуемых международными банками и фондами, коммерческими и некоммерческими организациями. В 2015 г. по сравнению с 2018 г. объем государственной поддержки в форме грантов уменьшился на 43%, а число ежегодно финансируемых проектов - на 49%, что привело к сокращению на 11% численности научных сотрудников и на 2% - научных организаций.

Национальные планы развития нацелены на повышение уровня жизни людей, модернизацию традиционных отраслей, создание высокотехнологичных производств, обеспечение государственной безопасности. В секторальном разрезе приоритетами являются энергетика, химия и нефтехимия, металлурги, пищевая промышленность, транспорт, связь, медицина.

В ближайшие несколько лет предполагается реализовать комплекс мер по созданию «каркаса» цифровой экономики. В перспективе в научно-технологической политике намечено сместить акценты с углеводородного и горно-металлургического секторов на сферу высоких технологий для развития мобильных и мультимедийных, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии, сферы новых источников энергии. Предполагается, что лидером изменений и областью первоочередного приложения инноваций станет государственный сектор. Обобщая цели и задачи среднесрочного и долгосрочного развития, можно сформировать следующий перечень:


  1. Модернизация традиционных отраслей промышленности на основе технологий 4-го и следующих укладов.
  2. Создание крупных научно-промышленных групп в приоритетных секторах хозяйства, высокотехнологичных производств с целью расширения несырьевого экспорта.
  3. Создание цифровой экосистемы, стимулирующей разработку и внедрение новых технологий, развитие ИКТ-инфраструктуры, в первую очередь в сфере государственного управления.
  4. Развитие инновационной инфраструктуры, трансферт и адаптация технологий, привлечение инвестиций в сферу НИОКР, повышение уровня информированности национальных и зарубежных инвесторов о программах, поддерживаемых национальными технопарками и бизнес-инкубаторами.
  5. Развитие сфер энергоэффективности и ресурсосбережения, охрана окружающей среды.
  6. Подготовка высококвалифицированных кадров, обучение и переобучение людей старшего возраста.
  7. Поиск и утверждение общенациональной идеи как духовной основы устойчивого развития (т.е. научный поиск национальных идеалов, формулировка целей и смыслов жизни общества), модернизация общественного сознания, развитие предпринимательского духа, поддержка частной инициативы.

Киргизская Республика. Открытие филиала «Киргизского отделения Академии наук СССР» состоялось в 1943 г. В 1943-1954 гг. ученые развернули исследования в различных областях знаний. Изучались флора и фауна, история и культура, разрабатывались технологии горной добычи, мелиорации земель в ходе создания ирригационной и гидроэнергетической систем. В 90-е и 2000-е годы в науке и образовании обострились кризисные явления, последствия которых до настоящего времени не устранены.

Современный научный ландшафт состоит из «Национальной Академии наук Киргизской Республики» («НАН КР»), в состав которой входят 20-ть НИИ в основном технической направленности. Приоритетными направлениями работы академических институтов являются энергетика, ИКТ, биотехнологии, приборостроение, добыча полезных ископаемых. Научное сообщество сформулировало следующие цели развития - превращение научного потенциала «НАН КР» в один из основных источников устойчивого роста экономики, воссоздание связей фундаментальной, прикладной науки и производства, разработка организационных и экономических механизмов, обеспечивающих передачу инноваций в промышленность и сельское хозяйство, совершенствование нормативно-правовой базы.

К приоритетным секторам экономики, остро нуждающимся в модернизации, отнесены энергетика, горнодобывающий комплекс и перерабатывающие предприятия, текстильная промышленность. Основные цели и задачи долгосрочного развития страны следующие:


  1. Создание инновационной инфраструктуры, первоначально нацеленной на заимствование технологий.
  2. Развитие фундаментальной и прикладной науки, обеспечение внутреннего спроса на результаты деятельности научных организаций.
  3. Подготовка кадров.


Российская Федерация. Наука и система образования опираются на фундамент, унаследованной от СССР. На научном ландшафте находятся несколько академий наук, академические НИИ, научно-исследовательские центры федерального и регионального значения федеральные исследовательские университеты. Высшим научным учреждением является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук», структура которой создана по научно-отраслевому и территориальному принципам.

Академия наук (РАН) включает 13-ть отделений, сформированных по научным областям и направлениям, и три региональных отделения. Под научно-методическим руководством Президиума РАН находятся более 30-ти филиалов и научных организаций. В стране кроме «РАН» действуют несколько десятков общественных некоммерческих академий наук. Создание «РАН» позволило частично восстановить «разрывы» научного и образовательного пространства, возникшие в 90-х годах. В настоящее время действуют более сорока крупных университетов, обладающих современной научной базой.

Главная цель российской науки – обеспечение «прорывов» в традиционных и перспективных секторах знаний и технологий в приоритетных для государства направлениях.  Основными целями являются обеспечение независимости и конкурентоспособности экономики на базе интеллектуального потенциала нации, повышение уровня жизни людей, развитие международного научно-технического сотрудничества. Стратегия развития науки и технологий предполагает сохранение (достижение/обеспечение) лидерства по отдельным направлениям, на традиционных рынках, в новых рыночных нишах, построение целостной государственной инновационной системы.

Усилия правительства сконцентрированы на 12-ти направлениях, включающих в том числе индустрию наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, рациональное природопользование, робототехнические, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерную энергетику. Перечень критических технологий состоит из 27-ми пунктов (НБИКС-технологии, ядерные, водородные, электротехнические, электронные, энергоэффективные, геологоразведочные, ВИЭ-технологии, технологии преобразования органического топлива в энергию и других).

  Обобщая цели и задачи долгосрочного развития, можно сформировать следующий перечень:


  1. Прогнозирование хода вещей в мире, распознавание больших вызовов, анализ и выработка скоординированной государственной политики по их преодолению, выбор/корректировка приоритетных направлений развития науки и техники, экономики и общества.
  2. Построение целостной государственной инновационной системы, повышение её эффективности с использованием финансовых и нефинансовых инструментов.
  3. Государственная поддержка научной, научно-технической и инновационной деятельности, соответствующей государственным приоритетам, отвечающей нуждам хозяйства и потребностям общества.
  4. Развитие фундаментальных исследований в приоритетных секторах и в перспективным направлениях, формирование и реализация российских и международных инфраструктурных проектов класса мегасайенс.
  5. Создание современной отраслевой науки, способной обеспечить эффективное развитие хозяйства в межотраслевом и межсекторальном формате (т.е. на метаотраслевом уровне).
  6. Развитие эффективной и взаимовыгодной международной кооперации, дальнейшая интеграция российской науки в глобальную инновационную систему.
  7. Использование лучшего зарубежного опыта, трансферт иностранных технологий, расширение научного, научно-технического сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами, обладающими необходимыми для России знаниями и технологиями.
  8. Обеспечение на базе новых знаний и технологий мультипликативного эффекта в хозяйстве, рост вывоза товаров и услуг, конкурентоспособных на зарубежных рынках.
  9. Поддержка экспорта, в первую очередь – несырьевого, регулирование импорта, обеспечение лидерства в отдельных сферах, направлениях научно-технологической сферы, на традиционных рынках и в новых рыночных нишах.
  10. Повышение уровня и качества подготовки кадров, в первую очередь – по приоритетным направлениям, развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных специалистов в научной и научно-образовательной сферах, поиск и развитие талантов.
  11. Создание экосистемы цифровой экономики, развитие соответствующей институциональной среды, инфраструктуры, стимулирование предпринимательской деятельности в сфере высоких технологий с целью повышения конкурентоспособности отдельных отраслей и всей экономики на международных и мировых рынках.
  12. Энергетический «манёвр» - перевод энергетики в качественно новое состояние, соответствующее целям и задачам социально-экономического развития страны, государственной политике в сфере безопасности, а также программам по сокращению технологической зависимости от импорта в критически важных секторах.
  13. Диверсификация экспорта топливно-энергетических товаров, укрепление позиций российских энергетических компаний на зарубежных рынках.
  14. Совершенствование механизмов координации энергетической политики во внешнем контуре с основными участниками мировых энергетических рынков (ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, ЕС, Восточноазиатского экономического сообщества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, АТЭС, ЭСКАТО, с государствами Черноморского, Каспийского и арктического регионов, Северной и Латинской Америки, ОПЕК).
  15. Формирование общих рынков энергоносителей ЕАЭС, обеспечивающих (1) свободное движение энергоносителей, энергетических услуг и технологий, (2) приток инвестиций в энергетический сектор, (3) единообразие и прозрачность правил недропользования, (4) развитие Северного морского пути в общих интересах.






Нет комментариев
Добавить комментарий