+7 926 9561571

Исполнительный директор МЦУЭР Матвеев И.Е. ответил на вопросы издания «Курсив»

В республиканском деловом еженедельнике для экономически активного населения Казахстана "Курсив" опубликованы ответы исполнительного директора МЦУЭР Матвеева Игоря Евгеньевича по вопросам принятой Концепции обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020-2030 годы. В ходе беседы, Игорь Евгеньевич ответил на ряд вопросов издания. 

 Издание «Курсив». Согласно принятой Концепции обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020-2030 годы, растущие потребности экономики и населения потребуют увеличение генерирующих мощностей в два раза к 2030 году. Концепция предполагает строительство 6 новых ТЭС, модернизацию 6 существующих ТЭС, строительство 35 ГЭС. Согласны ли Вы с мнением о том, что представленный Правительством план – это оптимистичный взгляд на решение проблем энергетики, который пока он не подкреплен определенными финансовыми инструментами?

 Матвеев И.Е. Правительство страны реализует системные меры по развитию экономики и ее основы - энергетического сектора. В последние несколько лет проведена реорганизация отраслей энергетического хозяйства и соответствующей системы управления, разработан и принят ряд нормативных актов, нацеленных на повышение эффективности энергетических компаний,  расширение национальных генерирующих мощностей с учетом различных факторов: запасов природных ресурсов, потенциала ВИЭ - энергии воды, солнца, ветра, биомассы,  особенностей внутреннего спроса и других движущих сил. Концепция обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020-2030 годы, разработанная в апреле 2020 г., - один из документов долгосрочного планирования, формирующих общую систему взглядов на ход вещей. Иными словами, она не является жестким планом, но лишь замыслом, идеей развития. В дальнейшем из подобных концептуальных документов формируются актуальные стратегии, затем - реальные планы и программы, имеющие организационные, финансовые и другие виды обеспечения. По этой причине, на наш вгляд, в настоящее время не стоит торопиться делать выводы о том, является ли указанная концепция оптимистичной или пессимистичной, в какой мере она подкреплена финансовым инструментарием. Также представляется важным отметить, что в  программных документах целесообразно указывать высокие (в широком и узком смысле) цели, к которым необходимо стремиться. Кроме того, стратегические цели и задачи развития государства должны соответствовать национальным интересам, потребностям народа. На наш взгляд, рассматриваемая концепция отвечает этим характеристикам.

 

 

Издание «Курсив». Каков объем импорта электроэнергии из других стран зафиксирован в 2019 году в период пиковых нагрузок? Является ли данная проблема актуальной только для определенных районов или для республики в-целом? Как, по Вашему мнению, может быть решена данная проблема?

Матвеев И.Е.  В  электроэнергетическом комплексе любого государства пиковые нагрузки неизбежны. В мировой практике широко используются меры по трансграничной транспортировке электрической энергии в рамках различных хозяйственных схем с целью поддержания требуемого уровня надежности энергообеспечения. Республика Узбекистан не является исключением, тем более, что в ХХ веке национальная энергетика формировалась и развивалась с учетом региональных и общесоюзных особенностей, в  кооперации с соседними республиками. Представляется, что в настоящее время проблема сглаживания пиковых нагрузок остается актуальной для всего хозяйства страны, но более остро она проявляется в отдельных регионах. Решение этой проблемы требует системного и комплексного подхода, творческой, предпринимательской инициативы в центре и на местах. Видится, что движение в данном направлении может осуществляться по нескольким "трекам" - путем модернизации действующих мощностей, сетей, развития ВИЭ- и атомной генерации, децентрализации производства энергии, расширения соответствующей кооперации с соседними государствами и т.д. Если говорить о национальной гидроэнергетике, то в числе важных факторов, определяющих ее развитие, следует отметить порядок использования водных ресурсов Центральной Азии. Иными словами, гидроэнергетика страны находится в неразрывной связи с вопросами ирригации, которые имеют не только региональное, но и более широкое измерение. 

 

 

Издание «Курсив». Какую проблему в сфере электроэнергетики Вы считаете приоритетной (дефицит энергии, изношенность магистральных сетей и оборудования существующих ТЭС и ТЭЦ, отсутствие инвестиционного интереса в проектах ВИЭ и ФЭС, экологические аспекты строительства АЭС)? Достаточны ли, по Вашему мнению, усилия Правительства для ее решения?

Матвеев И.Е. Представляется, что в сфере национальной электроэнергетики наиболее острыми проблемами являются изношенность мощностей генерирующего оборудования ТЭС/ТЭЦ и ГЭС, магистральных и региональных сетей, низкий уровень кооперации с соседними государствами в части поставок топливно-энергетических ресурсов (с учетом обеспеченности природными ресурсами, сезонных  колебаний спроса в регионе и других факторов). Соответствующий опыт ХХ века требует дополнительного изучения, переосмысления и применения (по закону диалектики - на новом уровне, в новых условиях). По нашему мнению, в соответствующем направлении Правительство Республики Узбекистан действует вполне адекватно. Да и торопиться здесь нельзя. Как говорил Дэн Сяопин, нужно "переходить реку, нащупывая камни".

 

 

 

Издание «Курсив». Как Вы относитесь к идее создания оптового рынка электроэнергии в РУ?

 

Матвеев И.Е.:  К идее создания оптового рынка электроэнергии в Республике Узбекистан, как, впрочем,  и в других республиках, отношусь с большой осторожностью. Обращаясь к мировому опыту, истории соответствующих реформ, реализованных в различных государствах мира и в рамках капиталистической системы, можно сделать заключение, что предполагаемые выгоды, в первую очередь, снижение/оптимизация цен/сдерживание темпов роста цен на электроэнергию для людей почти не достигаются. Правила начинают диктовать "рыночные власти", рыночные "стихии", что приводит не только к росту тарифов, но также дисбалансу в  системе генерации (нехватке или избытку мощностей, отсутствию капиталовложений в модернизацию и т.д.) .  На наш взгляд, данная сфера электроэнергетики требует повышенного внимания государства, твердого регулирования. Возможно, что в современных условиях наиболее оптимальным вариантом является модель, где действует единственный покупатель ("закупочное агентство", контролируемое государством), а сектор генерации лишен "рыночной" власти (потребители электроэнергии находятся в привилегированном положении по отношению к производителям). В предоставленном формате более развернуто и подробно осветить на данный вопрос, как, впрочем, и другие три вопроса, представляется сложным делом.

 Большое спасибо за интервью, всегда открыт для сотрудничества.

С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте издания.

Нет комментариев
Добавить комментарий