Энергетика Армении: основные тенденции развития.

Анонс книги Матвеева И.Е.  «ЭНЕРГЕТИКА СТРАН СНГ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»



Матвеев И.Е. Авторская статья.

"Энергетика Армении: основные тенденции развития"

 Energetika-Armenii-osnovnie-tendencii-razvitiya

Энергетический кризис 90-х годов. После распада СССР ситуация в экономике страны, еще не оправившейся от землетрясения в г. Ленинакан (в настоящее время – г. Гюмри), оставалась сложной. В тот период правительство проводило политику, нацеленную на дробление энергетического хозяйства, снижение роли государства в управлении отраслью, приватизацию основных фондов. В результате разрушения общесоюзных связей прекратилась подача трубопроводного газа из России. В стране резко сократились внутренние поставки энергоносителей. Многие предприятия и часть населения были вынуждены перейти на преимущественное использование каменного угля и древесного топлива, а также керосина, дизельного топлива, сжиженного природного газа.

В 1995 г. распалась национальная энергосистема. В ходе реформ электроэнергетики функции по выработке электроэнергии перешли к независимым компаниям, а ее распределения – к региональным сетям, что как показала дальнейшая практика, существенно снизило надежность снабжения потребителей. В конце ХХ века в сетевом хозяйстве начался процесс интеграции. В 2002 г. единая распределительная электроэнергетическая сеть была воссоздана.

В 1991 г. были почти полностью законсервированы газотранспортная и газораспределительная системы. Возможности по разработке и реализации мер, направленных на восстановление и развитие газовой отрасли, появились лишь в 1997 г. с приходом на внутренний рынок страны российского газового монополиста. В указанном году было образовано ЗАО «Газпром Армения» (100% акций принадлежат ПАО «Газпром»).

Таким образом, к концу прошлого века правительству Республики Армении удалось переломить негативные тенденции и приступить к разработке планов развития энергетики в новых условиях.

Основные документы планирования и реализации энергетической политики.  В 2011 г. была принята «Концепция обеспечения энергетической безопасности Республики Армения», определившая ключевые направления развития энергетики с точки зрения государственной безопасности в рамках положений, закрепленных в «Стратегии национальной безопасности». В развитие идей концепции исполнительными органами власти государства были приняты такие нормативные акты, как: «Мероприятия по обеспечению на период 2014-2020 годов исполнения положений Концепции», Указ Президента РА от 23.10.2013 года, Решение Правительства РА N 836 от 31.07.2014 года, приказы Министра энергетики и природных ресурсов №№ 136-Ա и 464-Ա (2014 г.).

В 2014 г. правительство страны утвердило национальную энергетическую стратегию «Energy Strategy of Armenia. Accomplishments, Challenges, Next Steps». Согласно документу, основными задачами РА являются следующие: развитие атомной отрасли, сфер энергоэффективности и ВИЭ (выработка энергии с использованием ГЭС, ветрогенераторов, солнечных станций, на базе биомассы), диверсификация спроса, предложения, транспортной инфраструктуры и интеграция в региональные транспортные и энергетические системы, в первую очередь совместно с Грузией (как указано - «под зонтиком USAID»).

Стратегия предполагает дальнейшую либерализацию внутреннего электроэнергетического рынка на базе норм и правил ЕС, требований, положений, действующих в рамках ЕАЭС. В газовой сфере предполагается сохранить текущую ситуацию, т.е. обеспечить разделение функций между двумя частными компаниями - ЗАО «Газпром Армения» (импорт, распределение, сбыт) и ООО «Трансгаз» (транспортировка газа от государственной границы к газовым хранилищам и распределительным компаниям.  

С целью развития институциональной среды был принят ряд нормативных актов, в том числе такие, как: национальные законы «О природоохранных платежах и сборах в сфере природопользования», «Об энергетике», «Об энергосбережении и возобновляемой энергетике», государственный кодекс «О недрах».

Закон «О природоохранных платежах и сборах в сфере природопользования» (1998 г.) ввел понятия и правила взимания природоохранных платежей (обязательный платеж, уплачиваемый государственный бюджет в целях образования денежных средств, необходимых для осуществления природоохранных мероприятий) и платежей за использование природных ресурсов (платеж, уплачиваемый в государственный бюджет за природные ресурсы), определил круг плательщиков, виды платежей, льготы по ним, порядок их исчисления и уплаты, ответственность за нарушение настоящего Закона в РА.

Закон «Об энергетике» (2001 г.) зафиксировал принципы государственной политики РА в области энергетики, определил механизмы их реализации, а также установил порядок взаимодействия государственных органов и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере энергетики (в электроэнергетике, теплоснабжении, газоснабжении), потребителей электрической, тепловой энергии, природного газа.

Закон «Об энергосбережении и возобновляемой энергетике» (2004 г.) зафиксировал принципы соответствующей государственной политики, определил механизмы реализации мер по внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемой энергетики.

Кодекс «О недрах» (2011г.) задекларировал принципы и порядок недропользования в целях геологического изучения запасов и добычи полезных ископаемых, защиты окружающей среды и др.

К тактическим планам развития энергетического хозяйства относится «Программа деятельности Министерства энергетики Республики Армения» (2007 г.), которая конкретизирует цели развития таких сфер отрасли, как:

- атомная энергетика;

- гидроэнергетика;

- ветровая энергетика;

- солнечная энергетика;

- геотермальная энергетика;

- производство биогаза и биоэтанола;

- сетевое хозяйство;

- химическая промышленность.

На уровне «Министерства энергетических инфраструктур и природных ресурсов Республики Армения» определены инвестиционные проекты по привлечению средств для развития сектора генерации и производства тепловой энергии на базе ВИЭ-источников.

Правительство государства проводит многовекторную энергетическую политику. Армения развивает сотрудничество с государствами-членами ЕС, Иранской Исламской Республикой, Республикой Грузия, КНР, другими странами, в том числе с США. Проблемными остаются вопросы сотрудничества с Азербайджаном и Турцией, что обусловлено перманентным противостоянием в Нагорном Карабахе.

 В СССР была создана единая инфраструктура газоснабжения Кавказского региона. Из Средней Азии газ направлялся в Азербайджан, затем в Грузию и Армению. Распад СССР и последовавшие межгосударственные конфликты в Закавказье привели к развалу единой системы.

В настоящее время в сфере энергетики действуют несколько десятков международных соглашений, определяющих порядок сотрудничества РА с зарубежными партнерами. В их числе:

- «Соглашение между Правительствами Республики Армения и Российской Федерации по сотрудничеству в области мирного использования атомной энергии» (2000 г.);

- «Соглашение между Правительствами Республики Армения и Российской Федерации по сотрудничеству в области атомной безопасности» (2013 г.);

- «Соглашение между Правительствами Республики Армения и Российской Федерации по сотрудничеству в области строительства нового энергоблока атомной электростанции на территории РА» (2010 г.);

- «Меморандум о развитии сотрудничества в области геологоразведочных работ, добычи и переработке урановых руд», заключенный между государственной корпорацией Российской Федерации по атомной энергии «Росатом» и Министерством охраны окружающей среды Республики Армения (2008 г.);

- ряд документов между РА и ИРИ по совместному строительству гидроэлектростанции на реке Аракс (г. Мегри) – соответствующие соглашения о взаимопонимании (от 1995 г., от 2007 г., от 2008 г.), протокол о намерениях (2011 г.), договор на строительство (2010 г.) и др.

- «Соглашение о взаимопонимании по сотрудничеству между Министерствами энергетики Исламской Республики Иран и Республики Армения» (2007г.).

- «Соглашение о параллельной работе электроэнергетических систем Республики Армения и Республики Грузия» (2012 г.);

- «Соглашение взаимном обеспечением электроэнергией при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций», подписанное между правительствами Республики Армения и Республики Грузия (2012 г.).

            Отметим, что Республика Армения определяет годовые потребности в импорте нефтепродуктов, поставляемых из стран-членов ЕАЭС. Начиная с 2016 г. РА принимает индикативные балансы дизельного топлива, автомобильных бензинов и других нефтепродуктов, импортируемых в основном из России.

Армения укрепляет взаимодействие с Китаем. По состоянию на 2017 г. насчитывалось около сорока двусторонних документов – соглашений, протоколов, меморандумов, - охватывающих различные секторы хозяйства. В марте 2015 г. стороны подписали «Совместную декларацию Республики Армения и Китайской Народной Республики о дальнейшем развитии и углублении отношений дружественного сотрудничества». В декларации отмечено, что Армения и Китай развивают экономические отношения на основе равноправия и взаимной выгоды, исходя из экономической и технической целесообразности и возможности. В качестве приоритетных секторов стороны указали сельское хозяйство, транспорт, энергетику, связь, здравоохранение, различные секторы инфраструктуры, туризм).

Энергетическое хозяйство. Энергетическое хозяйство Армении представлено сектором генерации, двумя крупными газотранспортными системами (ГТС) - Иран-Армения (г. Тебриз – г. Мегри)) и армянским участком газопровода «Владикавказ-Тбилиси-Ереван»), распределительными электроэнергетическими и газовыми сетями.   

Электроэнергетика Армении включает:


  1. трехкомпонентный сектор выработки электроэнергии, использующий атомную энергию, гидроэнергию и природный газ,
  2. транспортную и распределительную инфраструктуру,
  3. научные и учебные учреждения по подготовке профессиональных кадров,
  4. организационно-управленческую систему на базе «SCADA».


Основу генерирующего сектора составляют Армянская атомная электростанция (ААЭС), две тепловые электростанции «Ереванская ТЭЦ» и «Разданская ТЭЦ», десять гидроэлектростанций, входящих в Воротанский и Севан-Разданский каскады ГЭС. Сетевое хозяйство представлено компаниями ЗАО «Высоковольтные электросети» и ЗАО «Электрические сети Армении». Контроль рынка электроэнергии возложен на ЗАО «Расчетный центр».

Рассмотрим функционирование указанных хозяйствующих субъектов более подробно.

Армянская АЭС расположена вблизи г. Мецамор на удалении 16 км от границы с Турцией и в 30 км к югу от г. Ереван. Согласно проекту, разработанному в конце 60-х годов в СССР, объект должен был состоять из четырех сейсмостойких энергоблоков типа «ВВЭР-440». Первый атомный реактор был веден в эксплуатацию в 1976 г., второй – в 1980 г. После катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. строительные работы на ААЭС были остановлены.

В 1988 г. в северных районах Армении вблизи г. Спитак, расположенного в 83 км от электростанции, произошло землетрясение, при котором погибло около 26 тыс. человек. Генерирующее оборудование повреждений не получило, однако, в 1989 г. по соображениям безопасности ААЭС была остановлена. Последующие события - политическая нестабильность и развал СССР - привели к энергетическому кризису в национальной экономике, блокаде транспортных коммуникаций страны. В апреле 1993 г. правительство Армении утвердило программу восстановления атомной электростанции и в ноябре 1995 г. функционирование энергоблока № 2 было возобновлено.

В 2016 г. специалисты Республики Армения и Российской Федерации наметили план мероприятий по продлению срока эксплуатации ААЭС на десять лет, т.е. до 2026 г. Отдельные виды работ по модернизации и загрузке топливом были проведены в первой половине 2017 г. Предполагается, что остальные мероприятия, завершающие программу продления ресурса станции, начнутся в 2018 г. и продлятся около 2-х месяцев.

Финансирование этого проекта осуществляется за счет российских кредитных средств и гранта в размере суммы, эквивалентной 300 млн. долл. США.

Отметим, что решение о дальнейшей эксплуатации ААЭС было принято из-за задержки строительства нового атомного реактора.

В последние несколько лет на различных международных площадках Турция, Азербайджан и ЕС неоднократно заявляли о необходимости приостановления функционирования армянской атомной электростанции по соображениям безопасности. Подобные действия могут рассматриваться как недружественные попытки оказать политическое давление на правительство Армении ввиду того обстоятельства, что многочисленные инспекционные проверки, проводимые МАГАТЭ, Россией, США, а также представителями Европейского Союза, не выявили серьезных нарушений и подтвердили высокую надежность оборудования.

В настоящее время атомная электростанция Армении обеспечивает от 30% до 40% суммарного производства электроэнергии, цена которой примерно в 5 раз меньше, чем аналогичный показатель для крупных ТЭЦ, к которым относятся «Ереванская ТЭЦ» и «Разданская ТЭЦ».

На «Ереванской ТЭЦ» первый из семи турбогенераторов мощностью 50 МВт был установлен в 1963 г., последний -  в 1967 г., при этом суммарная электрическая мощность станции достигла 550 МВт, тепловая -  630 Гкал/ч. В 1997 г. предприятие было преобразовано в государственное закрытое акционерное общество «Ереванская теплоэлектроцентраль».

В ХХ веке после почти 40-летнего периода эксплуатации износ оборудования достиг критической величины. В 2005 г. между правительством Республики Армения и «Банком международного сотрудничества Японии» было подписано соглашение о займе), необходимом для реализации проекта по установке энергоблока с комбинированным парогазовым циклом (с целью повышения мощности, КПД и улучшения экологических параметров генерирующего оборудования). В 2010 г. энергоблок мощностью 272 МВт был веден в эксплуатацию, при этом расход природного газа в расчете на 1 кВт*ч сократился примерно в два раза).

Проект второй крупной электростанции - «Разданской ТЭС» - был разработан в начале 60 -х годов с учетом сложных климатических условий региона. Предполагалось, что теплоэлектростанция обеспечит потребности в электроэнергии не только армянского горно-химического комбината по промышленному освоению алюминия), но и других регионов Южного Кавказа).

Первые два теплофикационных агрегата были введены в эксплуатацию в 1966-1967 гг., вторые - в декабре 1969 г. В 1969-1974 гг. строительство ТЭЦ было завершено, и ее суммарная мощностью достигла 1,1 ГВт.

В 2004 г. теплоэлектростанция (четыре действующих энергоблока плюс один строящийся) была передана в собственность России (предприятию «Интер РАО») в счет оплаты задолженности за поставки топлива). В 2013 г. пятый энергоблок был введен в эксплуатацию, что позволило Армении увеличить объем торговли с Ираном путем встречных поставок электроэнергии и природного газа, направляемого по трубопроводу «Иран-Армения».

В 2015 г. «Интер РАО» завило о намерении избавиться от армянских активов (продать 100% акций ОАО «Разданской ТЭС») и ОАО «Электрические сети Армении»)). Вполне вероятно, что «Интер РАО» приняло соответствующее решение по политическим причинам (волнений населения, возникших из-за тарифной политики) и виду низкой рентабельности энергетического сектора Армении. В 2017 г. сделка по продаже теплоцентрали была закрыта. Покупателем ТЭЦ стала кипрская компания «Лиорманд Холдингз Лимитед», которая в свою очередь на 100% принадлежит холдингу «Ташир Капитал».

В энергосистеме страны «Разданская ТЭС» имеет статус ключевой балансирующей (замыкающей) станции. Это означает, что она вырабатывает электроэнергию при наличии дефицита (в основном в осенне-зимний период и в период простоя атомной электростанции). Избыточная мощность «Разданской ТЭС» может обеспечить дополнительный вывоз электроэнергии при условии расширения мощности экспортных каналов передачи.

В Армении имеются благоприятные условия для использования энергии воды. Еще во второй половине ХХ веке советские специалисты неоднократно обращали внимание на то обстоятельство, что более полное раскрытие местного гидропотенциала может позволить республике не только полностью обеспечить внутренний спрос на электроэнергию, но и в купных масштабах экспортировать ее в соседние энергодефицитные районы Азербайджана, а также Ирана.

Активное строительство ГЭС началось после Великой Отечественной Войны. Первые проектные работы по созданию Воротанского каскада ГЭС датируются 1954 годом. В конце 1970 г. была введена в эксплуатацию Татевская ГЭС (три блока по 157,2 МВт), в 1978 г. – Шамбская ГЭС (два блока по 171 МВт), в 1989 г. – Спандарянская ГЭС (два блока по 76 МВт). Данная система является одним из стратегически важных объектов электроэнергетики.

Во-первых, технические характеристики каскада обеспечивают стабильную выработку электроэнергии круглогодично ввиду наличия четырех водохранилищ.

Во-вторых, рельеф местности и достаточно мощное генерирующее оборудование позволяют производить наиболее дешевую электроэнергию в значительном объеме (около 20% суммарной выработки электроэнергии и половину производства гидроэлектроэнергии в Армении).

В 2000-е годы повышенный интерес к Воротанскому каскаду ГЭС начали проявлять США, пытаясь получить контроль над этим крупным и социально важным объектом. В 2014 г. между правительством Армении, ЗАО «Комплекс ГЭС Воротана», двумя компаниями из США «ContourGlobal Hidrocaskade» и «CG Solutions Global Holding» было заключено соглашение о купле-продаже энергетического объекта.

В 2015 г. сделка была закрыта. Новые собственники обязались в течение шести лет направить около 70 млн. долл. США на ремонт и модернизацию генерирующего оборудования. Впоследствии «Комиссия по регулированию общественных услуг» Армении утвердила долгосрочный тарифный план, согласно которому Воротанский каскад ГЭС будет поставлять электроэнергию в ближайшие 25 лет.

Севан-Разданский каскад ГЭС включает семь деривационных ГЭС, построенных в 1928-1962 гг. на территории, расположенной между о. Севан и г. Ереван). Функционирование каскада определяется (ограничивается) мощностью гидросооружений о. Севан.

В 2003 г. электростанции Севан-Разданского каскада объединились в ЗАО «Международная энергетическая корпорация», контроль над которой получила российская генерирующая компания «ИНТЕР РАО ЕЭС».

Затем в марте 2011 г. акции ЗАО «Международная энергетическая корпорация» были проданы ОАО «РусГидро», реализующему собственную стратегию по развитию гидрогенерирующих активов за рубежом.

Суммарная установленная мощность Севан-Разданского каскада ГЭС составляет 561 МВт. Производственно-технологический потенциал оценивается в 500 млн. кВт*ч, т.е. около 10% внутреннего потребления электроэнергии. Гидротехнические системы выполняют жизненно важные функции по обеспечению суточного регулирования национальной энергосистемы и аварийного резерва страны. Кроме того, они отвечают за орошение примерно 70% сельскохозяйственных земель Армении и подачу воды крупным промышленным объектам, населенным пунктам. Компания ЗАО «Севан-Разданский Каскад» обладает возможностями по обеспечению экспорта электроэнергию в сопредельные государства.

Современные планы Армении по увеличению суммарной мощности средних и крупных ГЭС предполагают строительство нескольких гидроэлектростанций.

Во-первых, это Мегринская ГЭС мощностью 100 МВт, создание которой намечено в сотрудничестве с Ираном).

Во-вторых, это две ГЭС средней мощности (Лори-Берд и Шнох) проектной мощностью 60-70 МВт. 

Развитие сектора генерации сопряжено с расширением и модернизацией мощностей сетевого хозяйства, в первую очередь - ЗАО «Высоковольтные электросети» и ЗАО «Электрические сети Армении».

Компания «Высоковольтные электросети» занимает монопольное положение на внутреннем рынке и обеспечивает оптовые операции (покупку и продажу электрической энергии/мощности), передачу электрической энергии/мощности по контролируемым высоковольтным линиям электропередачи, проведение научно-исследовательских и проектных работ, строительство энергетических объектов и высоковольтных ЛЭП.

В течение последних 20-ти лет ЗАО «Высоковольтные электросети» при финансовой поддержке ведущих западных институтов провело комплекс работ по развитию важнейших объектов энергетической инфраструктуры.

При участии «Агентства международного развития США» («USAID») были модернизированы почти все подстанции 110/220 кВ (заменены механические счетчики на электронные приборы учета), подстанций 220 кВ «Шинуайр», «Ехегнадзор», «Ашнак», «Арарат-2», «Зовуни», «Наумян-2», «Личк» и  «Мараш».

Германский банк «KfW» выделил кредиты на реконструкцию подстанций «Ванадзор-20», «Камо» и «Алаверды-2», восстановление подстанции 220/110/10 кВ «Гюмри», строительство высоковольтной ЛЭП «Армения – Грузия», частичную модернизацию подстанции 110 кВ «Ванадзор-1».

С использованием кредитов МБРР была реализована национальная программа «Надежность электроснабжения», направленная на увеличение пропускной способности ЛЭП 220 кВ «Норадуз-Личк-Варденис-Вайк-Воротан-1», соединяющая «Разданскую ТЭЦ» с Воротанским каскадом ГЭС (гидросооружения находятся в различных частях страны).

При поддержке «Азиатского банка развития» и ЕБРР была реализована «Программа восстановления сети передачи электроэнергии», предусматривающая реконструкцию подстанций «Агарак-2», «Шинуайр», «Ехегнадзор» и «Арарат-2».

С участием капитала Исламской Республики Иран построены ВЭУ «Лори» мощностью 2,6 МВт, межгосударственные линии электропередач ВЛ 20 кВ «Агарак-Нинуайр» и воздушная ЛЭП 400 кВ, внутренняя двухлинейная ВЛ 400 кВ от г. Агарак до Разданской ТЭЦ, а также участок газопровода «Мегри-Каджаран» (часть трубопровода «Иран-Армения»).

Отметим, что строительство армянского участка газопровода от г. Мегри до г. Каджарана было завершено в 2007 г. Затем в декабре 2008 г. при участии российского «Газпрома» была ведена в эксплуатацию вторая очередь трубопроводной системы «Каджаран-Арарат», что позволило Армении диверсифицировать поставки газа, используемого исключительно для внутренних нужд).

Высокий уровень надежности энергоснабжения страны был подтвержден в 2008 г., когда ввоз топлива из России временно прекратился из-за военной операции по принуждению Грузии к миру.

В 2016 -2017 гг. на средства Всемирного банка (около 40 млн. долл. США) были проведены работы по модернизации электрических подстанций «Ахтанак», «Чаренцаван-3», «Ванадзор-1», построены ЛЭП «Норадуз-Варденис-Вайк-Воротан-1» и «Армения-Иран» (20 кВ), что позволило увеличить до 310 МВт мощность перетоков электроэнергии, вырабатываемой Разданским и Воротанским каскадами ГЭС.   

Второй крупный участник электроэнергетического рынка - национальная сетевая компания ЗАО «Электрические сети Армении» - была создана в 2002 г. Ее основной задачей является контроль распределения и сбыта электроэнергии с использованием ЛЭП низкого, среднего и высокого напряжения (0,4-110 кВ) по твердым гарантированным тарифам. В 2006 г. сто процентов акций ЗАО «Электрические сети Армении» было приобретено российским предприятием ОАО «Интер РАО». В сентябре 2015 г. ПАО «Интер РАО» продала данный актив холдингу ГК «Ташир». В 2017 г. «Азиатский банк развития») утвердил кредитную программу поддержки сетевой компании в размере 80 млн. долл. США. Предполагается, что средства будут направлены на модернизацию основных фондов. В настоящее время предприятие обслуживает около 1 млн. абонентов.

Возобновляемая энергетика (без учета крупных ГЭС). В исторической ретроспективе освоение национального гидропотенциала осуществлялось в основном путем строительства ГЭС относительно большой мощности, при этом малая гидроэнергетика развивалась низкими темпами – в 1997 г. действовало около 13 малых ГЭС (МГЭС, по национальному законодательству к этой категории относятся станции мощностью менее 10 МВт). Активное расширение суммарной мощности МГЭС началось в начале 2000-х годов после принятия программы государственной поддержки сектора, включающей такие меры, как:

- расчет размера тарифа на поставляемую электроэнергию с учетом индивидуальных особенностей проекта (стоимости сооружения МГЭС, условий кредитования и др.);

- фиксирование тарифа на 15 лет (в 2014 г. данный период был увеличен до 20 лет), его ежегодная корректировка с учетом инфляции и обменного курса драма к долл. США;

- обеспечение закупки 100% электроэнергии, направляемой в общую силовую сеть;

- снятие административных и иных барьеров при присоединении МГЭС к сетевому хозяйству.

Указанные преференции оказались эффективными. В 2016 году число МГЭ превысило 160 единиц, а выработка электроэнергии достигла 685 млн. кВт*ч (около 13% суммарного потребления электроэнергии в стране). В 2017 году на этапе строительства находились 60 МГЭС, ввод которых в эксплуатацию может позволить увеличить производство электроэнергии до 1 млрд кВт*ч.

Возможно, в дальнейшем развитие данного сектора гидроэнергетики будет сдерживаться по экологическим и социальным причинам. Массовое и бессистемное строительство МГЭС (зачастую на одной реке реализовывалось несколько подобных проектов) привело к локальному сокращению объемов водных ресурсов, изменению климата и другим негативным явлениям.

Потенциал солнечной энергии оценивается в 6-7 тыс. МВт. Для его уточнения предполагается реализовать комплекс мер, включающий установку дополнительных метеостанций, проведение «полевых» исследований. По итогам этих работ предполагается создание соответствующей инвестиционной программы. Основным критерием отбора инвесторов, предполагающих строительство ФГУ и солнечных коллекторов, являются сравнительно низкая стоимость производимой энергии и эффективность оборудования.

В 2000-е годы в секторе ветроэнергетики произведена оценка потенциала данного ресурса, создана карта ветров, утверждены основные законодательные нормы (тарифы, условия обязательной покупки произведенной энергии в течение 20 лет с даты ввода оборудования в эксплуатацию и др.).

В декабре 2005 г. впервые в Закавказье была введена в эксплуатацию первая армянская ВЭУ мощностью 2,6 МВт. В долгосрочной перспективе этот технический показатель может быть увеличен в несколько раз. Например, в рамках ветроэнергетической программы армяно - итальянской компании «Ar Energy» провела мониторинг ветропотенциала на Карахачском перевале в Ширакском районе и получила разрешение на строительство ВЭУ «Карахач-1» суммарной мощностью 20 МВт с возможностью наращивания до 140 МВт. Предприятие «Zod Wind» реализует подобную программу в Гегаркуникском районе.

В ближайшие годы в Армении может быть принята государственная программа развития возобновляемой энергетики. Вероятно, что в период с 2017 г. по 2019 г. удастся построить несколько промышленных солнечных электростанций и приступить к реализации проекта по созданию первой геотермальной электростанции.

Данные о потенциале ВИЭ представлены в таблице 1 и таблице 2. 


Теоретический потенциал возобновляемых ресурсов в Армении, МВт

Таблица 1. Теоретический потенциал возобновляемых ресурсов в Армении, МВт

Источник: рассчитано по данным «Potential by technology»



Оценка потенциала ВИЭ в Республике Армения в зависимости от технологии


Таблица 2. Оценка потенциала ВИЭ в Республике Армения в зависимости от технологии.

Источник: «Секретариат Энергетической Хартии», «Протокол по вопросам энергоэффективности и соответствующим экологическим аспектам ПЭЭСЭА. Углубленный обзор политики Армении в области энергоэффективности», 2016 г.


Для оценки общей ситуации в Республике Армения и энергетическом хозяйстве в частности автором был проведен анализ слабых и сильных сторон, вызовов и угроз. Результаты представлены в таблице 3.


SWOT-анализ политической и экономической ситуации в Республике Армении


Таблица 3. SWOT-анализ политической и экономической ситуации в Республике Армении.


Таким образом, основу энергетики Армении составляют атомная электростанция, две крупные тепловые электростанции «Ереванская ТЭЦ» и «Разданская ТЭЦ», десять гидроэлектростанций, входящих в Воротанский и Севан-Разданский каскады ГЭС, сетевое хозяйство, система магистральных газопроводов. Дополняющим сегментом генерации являются маломощные установки, использующие ВИЭ (энергию воды, ветра, солнца, биомассу, в перспективе – энергию тепла Земли).

Оборудование большинства крупных электростанций характеризуется высоким уровнем износа. Мецаморская АЭС находится на стадии модернизации с целью продления срока ее эксплуатации (на период до 2026 г.). На тепловых электроцентралях производятся работы по замене устаревших турбин и других систем.

Восстановление ведущих гидроэлектростанций ведется низкими темпами. ГЭС Воротанского каскада находятся в собственности двух компаний из США, которые приняли на себя обязательства об их реконструкции в период до 2040 г. Основные фонды ГЭС Севан-Разданского каскада несколько раз перепродавались. В 2017 г. намечена программа их модернизации при поддержке Азиатского Банка Развития.

Сетевое хозяйство в основном восстановлено, но уровень потерь остается высоким. В настоящее время осуществляется дальнейшее развитие ЛЭП с целью повышения надежности энергоснабжения национальных потребителей и расширения энергетических коридоров в направлении Север-Юг (ЛЭП Армения-Иран, Армения-Грузия).

Национальная энергосистема связана с энергосистемами России, Ирана и Грузии. В перспективе, с развитием региональных систем передачи, возможно обеспечить параллельный режим их работы с мощностью перетоков до 1,2 ГВт.

 В целом, современный потенциал генерирующих мощностей Армении и сетевого хозяйства позволяет осуществлять экспорт электроэнергии в Грузию, Иран и другие государства. Однако, в ближайшие пять лет при стабильном росте экономики и низких темпах развития основных фондов страна может столкнуться с дефицитом данного ресурса.  

В Армении намечены планы по развитию сектора ВИЭ и сферы энергосбережения. Ведется строительство 60-ти малых ГЭС, составляется атлас солнечной инсоляции, реализуются «точечные» проекты по строительству ВЭУ. В ближайшие годы может быть принята соответствующая государственная программа.

Правительство осуществляет либерализацию электроэнергетического и газового рынков по европейскому образцу с учетом норм и правил ЕАЭС. Эффективность тарифной политики низкая. Регулярное повышение цен на электроэнергию вызывает недовольство населения и негативно отражается на внутриполитической обстановке.  

Республика Армения, как участник ЕАЭС, планирует потребление (ввоз) углеводородов путем составления соответствующих индикативных балансов. Россия, со своей стороны, поставляет энергоносители по комфортным для Армении ценам.

На внешнем контуре Армения проводит многовекторную энергетическую политику. Национальные программы развития отрасли реализуются при участии крупных кредитных и иных организаций США, ЕС, АТР и предполагают внедрение западных стандартов, норм и правил.     

В Закавказье Армения стремится встроиться в отраслевые производственные и транспортные цепочки, ослабить негативные последствий ограничений, введенных Азербайджаном и Турцией, прорваться на региональный рынок электроэнергии.

В секторе транспортировки просматривается возможность развития транзитного газового коридора Иран-Армения-Грузия-рынок ЕС. Кроме того, в перспективе может быть построен продуктопровод Иран-Армения, обеспечивающий экспорт иранского топлива (дизельного топлива и автомобильных бензинов) в страны Закавказья и ЕС. Данные международные проекты нами оцениваются как привлекательные для стран ЕАЭС, исходя из экономических и геополитических соображений.

Завершая обобщения, обозначим конкретные проекты, реализация которых, с одной стороны, способствует решению задач национального масштаба, с другой стороны, - окажет благоприятное воздействие на интеграционные процессы в формате ЕАЭС, позволит «стянуть» экономическое пространство. К ним, на наш взгляд, относятся следующие проекты:

1. «Продление периода эксплуатации Мецаморской АЭС» и строительство нового атомного энергоблока специалистами стран ЕАЭС;

2. «Строительство Мегринской ГЭС» (работы начаты в 2012 г.), а также электростанций вблизи г. Лори-Берд и г. Шнох;

3. «Строительство ЛЭП Армения-Грузия», «Строительство ЛЭП Армения-Иран»;

4. «Расширение мощности ГТС Иран-Армения»;

5. развитие возобновляемой энергетики, сферы энергоэффективности (согласно документам стратегического планирования, заявленные проекты рассматриваются в установленном законом порядке).

В заключение отметим, что исследование автором нормативной базы Республики Армения было затруднено из-за языкового барьера. Документы, находящиеся в открытом доступе на информационных ресурсах министерств и ведомств, приводятся в основном на армянском языке.



Читайте эту и другие статьи на моем канале Яндекс.Дзен 

Нет комментариев
Добавить комментарий