Энергетика стран ЕАЭС: цели, задачи, ключевые направления развития и проекты

 Анонс книги Матвеева И.Е.  «ЭНЕРГЕТИКА СТРАН СНГ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»



Энергетика стран ЕАЭС: цели, задачи, ключевые направления развития и проекты.


По материалам Конференции «Торговая политика в современном мире» прошедшей  23 марта 2018 года, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Стремянный пер., д. 36.

Matveev-Igor-Evgenevich. Energetika-stran-EAES-celi-zadachi-klyuchevie-napravleniya-razvitiya-i-proekti  


Эта статья в Яндекс.Дзен. Подписывайтесь на канал получайте анонсы выхода статей первыми!


В ходе рассмотрения вопросов, связанных с энергетической политикой стран-членов ЕАЭС, вначале обратимся к документам наднационального планирования, затем кратко рассмотрим основные параметры национальных концепций, стратегий и программ. С целью получения более полного представления о ходе развития энергетического хозяйства используем материалы, не относящиеся напрямую к сфере энергетики. Завершая исследование, выделим важные направления развития и конкретные проекты национального масштаба, реализация которых будет полезна Союзу.

Основным документом ЕАЭС, устанавливающим порядок его создания и функционирования, является «Договор о Евразийском Экономическом Союзе» от 29 мая 2014 г., в первой статье которого указывается, что «…стороны учреждают Евразийский Экономический Союз (далее – Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза». В Разделе ХХ «Энергетика» указанного документа зафиксированы такие положения, как:

  1.  развитие долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества,
  2.  проведение скоординированной энергетической политики,
  3.  поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов.

Другие идеи, определяющие смысл энергетической политики ЕАЭС, порядок трансформации и развития энергетического хозяйства и естественных монополий, относящихся к нему, изложены в следующих документах:

- Приложение №21 к Договору о ЕАЭС «Протокол об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики»;

- Приложение №22 к Договору о ЕАЭС «Протокол о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики»;

- Приложение №23 к Договору о ЕАЭС «Протокол о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов».

В 2015- 2016 гг. участники ЕАЭС выработали стратегическое видение процессов реформирования и развития рынков нефти и нефтепродуктов, газа и электроэнергии и оформили их в виде соответствующих планов переходного периода:  

- «Концепция формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС»;

- «Концепция формирования общего рынка газа ЕАЭС»;

- «Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС»;

- «Соглашение о методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС».

Целями формирования общих рынков энергоносителей являются:

  1.  обеспечение устойчивого развития национальных экономик,
  2.  повышение экономической эффективности и надежности отраслей ТЭК по всей производственной цепочке, на всех технологических «этажах»,
  3.  углубление экономической интеграции государств-членов ЕАЭС,
  4.  повышение конкурентоспособности.

Основные задачи - создание благоприятных условий для экономического развития стран Союза, повышение эффективности действия рыночных механизмов торговли (формирование биржевого товарного рынка ЕАЭС), оптимизация ценообразования, устранение барьеров для входа на рынки энергоносителей, привлечение инвестиций, обеспечение информационного обмена данными о производстве и потреблении энергоресурсов, развитие транспортной инфраструктуры, унификация норм и правил, стандартов на энергоресурсы и иные сферы их обращения.   

Формирование общих рынков осуществляется на принципах преимущественно рыночного ценообразования, добросовестной конкуренции и равноправия, преимущественного обеспечения внутренних потребителей, открытости и прозрачности информации. Регулирование общими рынками намечено возложить на государственные органы стран-членов и совместные (наднациональные) структуры. После реализации мероприятий, определенных в концепциях и программах, страны ЕАЭС предполагают заключить международные договоры (таблица 1).


Этапы формирования общих рынков энергоносителей ЕАЭС


 Сроки разработки программ формирования общих рынков энергоносителей не выдерживаются, ввиду растущей сложности достижения компромиссов.

Укажем еще один документ Союза, затрагивающий тему энергетики «по касательной»: «Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 г.». В нем подчеркивается, что главная цель интеграционного сотрудничества -  достижение и поддержание качественного и устойчивого экономического роста с опорой на синергетический эффект. В разделе «Ресурсосбережение и повышение энергоэффективности» акцентируется внимание на необходимости развития ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий по всему спектру хозяйственной деятельности для повышения конкурентоспособности продукции и услуг. Согласно документу, на наднациональном уровне реализация соответствующей политики возможна путем (1) стимулирования разработки и внедрения «ноу-хау», в том числе способов по увеличению глубины переработки энергоресурсов, (2) установления в законодательном порядке жестких норм и требований в отношении производимых и импортируемых товаров/услуг, (3) строительства объектов энергетической инфраструктуры с минимально возможным негативным воздействием на окружающую среду, (4) развития сферы низкоуглеродных источников энергии.

В «Основных направлениях экономического развития ЕАЭС до 2030 г.» рассматривается три сценария дальнейшей интеграции:

- «Продленный статус-кво» (экономики ЕАЭС действуют преимущественно независимо под влиянием внутренних и внешних факторов, развитие основывается на национальных источниках роста);

- «Транзитно-сырьевой мост» (максимально возможное использование географического положения Союза, имеющейся сырьевой базы и потенциала возобновляемых источников энергии - ВИЭ. Стимулы к углублению интеграции - взаимодействие региональных центров силы, например, ЕС и АТР, в рамках которых евразийское пространство становится более привлекательным для транспортировки природных ресурсов и транзита продукции, а также развития перерабатывающих производств вблизи транспортных артерий);

- «Собственный центр силы» (создание на едином экономическом пространстве центра притяжения новых технологий, капитала и высококвалифицированных кадров, развертывание производства высококачественной и востребованной на мировых рынках продукции, что в итоге позволит сформировать условия для устойчивого развития в долгосрочной перспективе. В данном случае использование интеграционных инструментов и механизмов позволит консолидировать усилия и активизировать сотрудничество в несырьевых сферах экономики, создать и развить отрасли будущего). Этот сценарий является наиболее предпочтительным (базовым).

Разработка целей и задач ЕАЭС в сфере энергетики и других секторах экономики осуществляется с учетом национальных интересов, т.е. целей и задач, зафиксированных в документах национального планирования (которые государства-члены Союза ставят перед собой и регламентируют в программах развития). Рассмотрим в сжатой форме основные положения национальных планов.   

Согласно действующим долгосрочным программам (стратегиям, планам) стран ЕАЭС в обобщенном виде целями развития являются (1) повышение уровня благосостояния граждан, (2) развитие социально-экономической и политической сфер, (3) укрепление авторитета и позиций в мировом сообществе. Основная задача - выход на траекторию устойчивого развития путем достижения и поддержания макроэкономической стабильности, неуклонного повышения конкурентоспособности национальных хозяйств. Приоритеты стран Союза - коренная трансформация экономики (общесистемные преобразования) и переход на инновационный путь (на новый технологический уровень), осуществление технологического рывка.

В энергетике государства нацелены на развитие традиционных секторов энергетики, ВИЭ и сферы энергосбережения в интересах внутренних потребителей (повышение надежности энергообеспечения, оптимизацию цен).

Отметим, что страны ЕАЭС обладают значительными ресурсами углеводородов. В глобальной структуре запасов энергоносителей удельный вес государств Союза составляет по нефти – 8%, газу – 18%, углю – 20%, урану (в ценовом секторе не более 130 долл./кг) – 21%. Географическим фактором определяется наличие в ЕАЭС масштабного технического потенциала ВИЭ, который в настоящее время уточняется.

По итогам рассмотрения документов наднационального и национального планирования, нами были выделены основные направления развития энергетики и наиболее важные проекты, реализация которых будет полезна для всех государств-участников Союза. 

В Республике Армения:

- развитие сектора ВИЭ (в первую очередь – малых ГЭС, солнечных и ветровых станций), сферы энергоэффективности;

- «Продление периода эксплуатации Мецаморской АЭС», в долгосрочной перспективе - строительство нового атомного энергоблока;

- «Строительство Мегринской ГЭС» (первый этап работ начат в 2012 г.), а также электростанций вблизи г. Лори-Берд и г. Шнох;

- «Строительство ЛЭП Армения-Грузия», «Строительство ЛЭП Армения-Иран»;

- «Расширение мощности ГТС Иран-Армения».

В Республике Беларусь:

- модернизация и развитие сектора генерации (строительство атомной электростанции «БелАЭС» и др.), расширение энергетических коридоров в направлении стран Восточной Европы, Балтии и Скандинавии;

- развитие сети магистральных газопроводов, газоперерабатывающих мощностей, систем хранения (ПХГ) и распределения природного газа;

- развитие сферы энергосбережения, возобновляемой энергетики;

- комплексное развитие транспортно-энергетической инфраструктуры, необходимой для функционирования автомобильных транспортных средств на электрической тяге;

- развитие сектора тепловой генерации (перечень конкретных проектов установлен государством);

- «Увеличение мощности ЛЭП Белоруссия-Польша»;

- «Увеличение мощности ЛЭП Белоруссия-Украина».

В Республики Казахстан:

- развитие атомной электроэнергетики (замыкание ядерного топливного цикла), сфер ВИЭ и энергоэффективности;

- развитие технологий конверсии угля, добычи метана угольных пластов;

- строительство высоковольтной линии постоянного тока между г. Экибастуз и подстанцией Хами, расположенной в СУАР (Китай);

- синхронизация энергосистем Казахстана, Китая, стран Центральной Азии;

- строительство магистрального газопровода «Запад-Север-Центр» по маршруту «Тобол-Кокшетау-Астана» и его стыковка с региональным газопроводом «Карталы-Рудный-Костанай».

- строительство магистрального газопровода «Барнаул-Рубцовск-Усть-Каменогорск» с подключением к ГТС России;

- строительство нефтепровода «Казахстан-Туркмения-Иран» с целью увеличения объемов переброски нефти к берегам Персидского залива (в долгосрочной перспективе).

- «Выдача мощности Балхашской ТЭС», «Выдача мощности Тургайской ТЭС»;

- «Строительство ВЛ 500 кВ ЮКГРЭС - Жамбыл»;

- «Объединение энергосистемы Западного Казахстана с ЕЭС Казахстана»;

- «Реабилитация НЭС»;

- «Строительство линий 220 кВ Уральск-Атырау и Кульсары-Тенгиз».

- «Полиэтилен» (проект по созданию завода мощностью 800 тыс. т в СЗЭ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»);

- «Бутадиен» (строительство завода мощностью 250 тыс. т в СЗЭ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»).

В Киргизской Республике точкой «сборки» энергетического хозяйства является гидроэнергетика, значение которой велико не только для промышленного производства и сельского хозяйства, но и социальной сферы. С технической точки зрения в отрасли скрыты значительные возможности для развития ввиду того обстоятельства, что потенциал энергии стока средних и малых рек и водоемов освоен слабо. К числу основных направлений развития и проектов национального масштаба можно отнести следующие:

- развитие добывающей промышленности, в первую очередь – угольной;

- развитие сферы энергосбережения, возобновляемой энергетики (малой гидроэнергетики);

- участие в международном проекте «CASA-1000»;

- развитие атомной электроэнергетики (в перспективе);

- «Строительство ГЭС «Камбар-Аты-1», «Строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС», «Строительство тоннельной ГЭС на р. Кокомерен»;

- «Создание энергетического «кольца» 500-220 кВ» (в северной части страны);

- «Строительство ЛЭП «Север-Юг».

В Российской Федерации стратегия развития ТЭК на период до 2035 г. находится в стадии разработки. В проекте соответствующего документа приводятся три ключевые задачи: (1) обеспечение потребностей социально-экономического развития страны доступными и достаточными по объему, номенклатуре и качеству энергетическими услугами и продукцией, (2) совершенствование территориально-производственной структуры ТЭК с учетом приоритетов и направлений регионального и пространственного развития России, необходимости диверсификации экспортных потоков и сохранения лидерских позиций в мировой энергетике, (3) обеспечение технологической независимости энергетического сектора и достаточных компетенций во всех критически важных для устойчивого развития энергетики видах деятельности, с повышением уровня и расширением областей мировой технологической конкурентоспособности российского ТЭК.

В нашей стране к важным направлениям развития и проектам можно отнести следующие:

- развитие возобновляемой энергетики и сферы энергоэффективности (отбор проектов осуществляют профильные министерства Российской Федерации);

- создание «умной» электрической сети, создание локальных систем управления независимыми источниками генерации;

- строительство линий дальней передачи электроэнергии постоянным током (из районов Арктики, Сибири и Дальнего Востока в другие регионы страны и на экспорт);

- развитие технологий производства и утилизации метана угольных пластов, совместной добычи угля и газа, обогащения и конверсии угля;

- развитие газо- и нефтехимии;

- увеличение пропускной способности транспортного коридора «Россия-Монголия-Китай» для перевозки нефти и нефтепродуктов, передачи электроэнергии;

- «Строительство ГТС «Сила Сибири-1» (восточный маршрут), создание совместных предприятий по переработке газа, генерации электроэнергии;

- «Строительство ГТС «Сила Сибири-2» (западный маршрут), создание совместных предприятий по переработке газа, генерации электроэнергии;

- «Строительство ГТС «Сахалин-Хабаровск-Владивосток-Китай» (третий маршрут поставок газа в Китай, «Сила Сибири-3»), создание на Дальнем Востоке России совместных предприятий по переработке газа, генерации электроэнергии;

- «Расширение мощности нефтепровода ВСТО» и отгрузочных терминалов на Дальнем Востоке России, создание совместных предприятий по переработке нефти;

- «Внедрение газомоторной техники на автомобильном, железнодорожном, морском, речном, авиационном транспорте и технике специального назначения».

Таким образом, можно сделать следующие обобщения:


  1. Энергетическая политика ЕАЭС осуществляется в рамках общесоюзных планов. Участники Союза договорились о создании общих рынков электроэнергии (до 2019 г.), газа, нефти и нефтепродуктов (до 2025 г.), об оптимизации деятельности естественных монополий, отвечающих за производство, транспортировку и распределение энергоресурсов. Главная цель – укрепление экономического «фундамента» для развития национальных хозяйств в рыночных условиях. Основной принцип – экономическая целесообразность, «сначала экономика - потом политика».
  2. Формирование общих рынков энергоносителей осуществляется на принципах первоочередного обеспечения внутренних потребителей на преимущественно рыночных условиях, добросовестной конкуренции и равноправия, открытости и прозрачности информации. Базовые цели - обеспечение устойчивого развития, повышение экономической эффективности и надежности отраслей ТЭК, рост конкурентоспособности товаров и услуг, дальнейшая экономическая интеграция государств-членов ЕАЭС.
  3. В 2015 - 2016 гг. участники Союза согласовали рамочные условия (концепции), создания общих рынков и порядок прогнозирования параметров энергобаланса. Затем стороны приступили к разработке отраслевых программ, включающих конкретный план действий. Из-за сложностей в достижении компромиссов сроки утверждения программ по формированию общих рынков газа и электроэнергии (2016-2017 гг.) выдержать не удалось, соответствующая работа продолжается.
  4. В середине текущего десятилетия по итогам обсуждений основных направлений экономического развития ЕАЭС в период до 2030 г. в качестве базового был выбран сценарий «Собственный центр силы». Основная идея указанного сценария - с опорой на интеграционные инструменты и механизмы создать на едином экономическом пространстве центр притяжения новых технологий, капитала и высококвалифицированных кадров, расширить сотрудничество в несырьевых секторах хозяйства. Полагаем, что для формирования подобного центра притяжения материальных стимулов, экономических методов мотивации недостаточно.
  5. На национальном уровне страны ЕАЭС наметили следующие основные цели: повышение уровня благосостояния граждан, развитие социально-экономической и политической сфер, укрепление авторитета и позиций на мировом уровне. К общехозяйственным приоритетам развития государства Союза относят коренную трансформацию экономики (общесистемные преобразования), переход на инновационный путь развития (осуществление технологического «рывка»). Энергетическая политика нацелена на развитие национальных секторов ТЭК, сфер ВИЭ и энергосбережения, повышение надежности обеспечения внутренних потребителей по оптимальным ценам. В одиночку и без потери части национального суверенитета достижение намеченных целей представляется крайне сложной задачей.
  6. Несмотря на наличие рамочных соглашений в ЕАЭС наметилось замедление процесса интеграции из-за растущего стремления каждого государства к получению (для себя) максимально возможных выгод. Иными словами, наблюдается снижение скорости интеграционных процессов из-за роста «экономического эгоизма». В ряде случаев компромиссы расцениваются как ущемление суверенитета. В качестве одного из примеров укажем на сложность согласования мер (программ) по формированию общих рынков в сфере энергетики.
  7. Для достижения основных целей развития странам ЕАЭС необходимы масштабные инвестиции. Но кроме капитала требуется поддержка граждан и представителей руководящих кругов, сконцентрированных в политической воле каждого участника Союза. На текущем этапе интеграции, возможно, появилась необходимость дополнить принцип формирования ЕАЭС («сначала экономика – потом политика») идеями нематериального характера, т.е. усилить социокультурную составляющую процесса объединения.         
  8. Для укрепления взаимодействие стран ЕАЭС по линии социальных, просветительских, культурных, спортивных, учебных, научных организаций целесообразно провести ревизию действующих программ сотрудничества, возможно, разработать дополнительные планы, способствующие объединению на базе традиционных национальных и общих исторических ценностей.


Приведенные соображения могут быть использованы экспертами, специалистами различных уровней управления при разработке программ хозяйственного развития, потенциальными инвесторами – при рассмотрении возможностей и способов приложения капитала. 




Нет комментариев
Добавить комментарий