Исследование национальной энергетики республики Узбекистан: основные выводы и предложения.


 Исследование национальной энергетики республики Узбекистан: основные выводы и предложения.

Issledovanie nacionalnoi energetiki respubliki Uzbekistan_ osnovnie vivodi i predlojeniya.


В статье подводятся итоги исследования национальной энергетики республики Узбекистан и публикуются  авторские обобщения и предложения. С исследованиями различных секторов энергетики республики Узбекистан, можно познакомиться в статьях Матвееева И.Е на тему:


-Электроэнергетика республики Узбекистан. 

- Угольная и уранонодобывающая промышленность Узбекистана.

- Энергетика республики Узбекистан. Исторический обзор зарождения и развития энергетического сектора республики Узбекистан

 

 

Изменение климата и его вероятные последствия для энергетики Узбекистана.

Концептуальные документы, действующие национальные стратегии, программы содержат идеи выведения экономики на траекторию устойчивого развития (sustainable development). В этой связи одной из задач Узбекистана является управление рисками, обусловленными климатическими факторами (температурой и относительной влажностью воздуха, количеством осадков, уровнем солнечной радиации, спецификой перемещения воздушных масс, наполняемостью озер, рек, гидротехнических сооружений, экстремальными событиями – бурями, наводнениями, сходами лавин в горной местности).

Изучению природных процессов в регионе и поиску возможных путей адаптации к будущим изменениям климата уделяют внимание местные ученые и эксперты, зарубежные специалисты, например, представители ООН (по линии «Всемирного банка», «ПРООН», «ВОЗ») и ЕС («Водная инициатива для Центральной Азии»).

Рассмотрим основные аспекты данной многогранной проблемы. Начиная с середины прошлого века, с созданием локальной системы инструментальных наблюдений, в Узбекистане наблюдается повышение среднегодовой температуры окружающей среды. Ее темпы роста имеют тенденцию к увеличению и в настоящее время примерно в два раза превышают аналогичный среднемировой показатель в 0,3 град. С за 10 лет. В пределах территории государства процесс потепления характеризуется географической неравномерностью. Наиболее быстрыми темпами температура повышается в районах, примыкающих к Аральскому морю, где в среднем за год зафиксировано двукратное увеличение количества жарких дней (более 40 град. С) и сокращение в 1,5 раза холодных дней (менее минус 20 град. С) по сравнению с аналогичными показателями 50-ти летней давности. Среднегодовое распределение атмосферных осадков также имеет тенденцию к изменению: в отдельных районах Ферганской долины их количество устойчиво нарастает в зимние месяцы и сокращается в летний период. Потепление является причиной таяния ледников Памира и Тянь-Шаня, откуда берут начало реки Средней Азии.

Анализируя климатические показатели и тенденции их изменения можно очертить круг вероятных рисков для национального энергетического хозяйства:

- трансформация структуры и режима внутреннего потребления топливно-энергетических товаров, в первую очередь – электроэнергии (сокращение на 5-6% спроса в зимние месяцы и рост на 15-17% потребностей в летний сезон, в основном для производства холода, по сравнению с текущими значениями, смещение «ночных» и «дневных» пиков и др.);

- снижение надежности энергетической инфраструктуры (разрыв линий электропередачи, нарушение целостности трубопроводов, поломка железнодорожных путей и наливных эстакад, других объектов) из-за засухи, бурь, прорыва плотин, выхода из берегов горных озер, паводков и селей при резком превышении количества атмосферных осадков виде ливней;

- нарушение режимов генерации тепловыми электростанциями ввиду снижения производительности, поломок оборудования и аварий в условиях высоких температур и по другим причинам, обусловленным климатическими изменениями (например, при повреждении транспортных систем, обеспечивающих подачу топлива); 

- уменьшение выработки электроэнергии с использованием ГЭС при сокращении стока региональных рек;

- нестабильность производства электрической энергии с использованием солнечных станций, ветроэнергетических установок из-за сокращения уровня инсоляции (облачного покрова), изменения скорости воздушных масс (во время штилей, бурь и ураганов).

            Для адаптации к изменениям и с целью снижения ущерба от негативного влияния указанных факторов Узбекистану рекомендовано разработать комплекс мероприятий по расширению СУМ сектора генерации с использованием надежных технологий, дублированию мощностей генерирующих объектов, резервированию их мощностей для сглаживания пиковой нагрузки, развитию сетевого хозяйства, внедрению энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, повышению надежности трубопроводной, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование ТЭК[1].

Рассмотренные факты, проблемы и рекомендации имеют важное значение для энергетики страны и хозяйства в целом. С целью повышения надежности работы ТЭК правительство Узбекистана принимает соответствующие меры. В их числе – реализация программ по повышению эффективности использования природных ресурсов, разработка планов по развитию атомной энергетики.   

В завершении данного раздела обратим внимание на дискуссионность выводов, рекомендаций и прогнозов, связанных с изменением климата. В настоящее время человечество не располагает достаточным набором достоверных данных о природных, иных факторах и механизмах их воздействия на климатическую систему. В научном сообществе отсутствует консенсус о причинах изменений в природе в доиндустриальный период и последние сто лет, текущей «паузы» в потеплении климата и в вопросах прогнозирования возможных сценариев его дальнейшей трансформации.

Развитие энергетики: руководящие документы. С точки зрения изучения топливно-энергетического комплекса интерес представляют не только энергетические стратегии и программы, но и концептуальные документы, определяющие векторы, цели и задачи развития различных сфер экономики, хозяйства и общества. Их рассмотрение целесообразно начать со стратегии социально-экономического развития, затем сузить до планов общеотраслевого и отраслевого характера. В ходе анализа полезно обратиться к документам, утратившим силу, а ряде случаев - не углубляться в детали и приводить лишь названия нормативных актов или указывать сферы их регулирования, что позволит сократить изложение и оценить общий ход вещей без ущерба для смыслов.

Нормативно-правовая база Республики Узбекистан представлена в сети «Интернет» на официальных сайтах президента, министерств и ведомств, парламента (законодательной палаты «Олий Мажлис»), государственных компаний ТЭК, правовом портале «Lex.uz», информационно-правовом портале «Norma.Uz». Некоторые документы и/или приложения к ним приводятся на узбекском языке. Это ограничивает возможность их чтения и, соответственно, изучения отдельных аспектов явлений и процессов, но данное обстоятельство не влияет на понимание ситуации в целом.

Сводная таблица, информирующая о действующих в период с 2017 г. по 2021 г. программах и разрабатываемых планах (всего – 99 документов), размещена на сайте Министерства экономики Республики Узбекистан. Данный материал находиться в фокусе настоящего исследования, при этом отметим, что отдельные руководящие документы уже были кратко упомянуты в предыдущих разделах данной научной работы.  

В 2018 г. и среднесрочной перспективе рамочным нормативно-правовым актом является «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», определившая следующие цели: коренное повышение эффективности проводимых реформ, создание условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, либерализация всех сфер жизни людей, модернизации страны по пяти приоритетным направлениям: (1) совершенствование государственного и общественного строительства, (2) обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, (3) обеспечение верховенства закона, (4) развитие социальной сферы, (5) обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

 Структурные преобразования экономики проводятся согласно семи программам общеотраслевого уровня, рассчитанным на период с 2015-2017 гг. по 2019-2021 гг. по обеспечению: (1) структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства, (2) развитию производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов, (3) дальнейшему совершенствованию управления, ускоренному развитию и диверсификации электротехнической промышленности, (4) ускоренному обновлению физически изношенного и морально устаревшего оборудования, сокращению производственных затрат в промышленном секторе, (5) дальнейшей реализации перспективных проектов локализации производства готовых видов продукции, комплектующих изделий и материалов, (6) развитию гидроэнергетики, (7) дальнейшему развитию и модернизации угольной промышленности. Рассмотрим более подробно два последних документа.

В секторе гидроэнергетики в 2017-2021 гг. намечено решить следующие задачи:

- увеличить мощность генерирующих систем на основе широкого использования ВИЭ путем создания новых и модернизации действующих станций;

- нарастить удельный вес ГЭС в структуре расходной части энергетического баланса;

- повысить эффективность использования водного потенциала с сохранением флоры и фауны;

- выполнить все международные обязательства в области охраны и использования трансграничных водотоков и международных озер.

План ввода генерирующих мощностей представлен ниже в таблице.


Суммарная установленная мощность ГЭС АО «Узбекгидроэнерго» в 2017-2025 гг.,  прогноз,  МВт


Программа развития угольной отрасли рассчитана на 2017-2021 гг. и увязана с планом подготовки специалистов в высших учебных заведениях. В ней зафиксированы следующие приоритеты:

-модернизация и диверсификация путем обновления основных фондов, внедрения современной горной техники и оборудования;

- расширение сырьевой базы, вовлечение в разработку новых месторождений, развитие добычи угля подземным способом, рациональное использование природных ресурсов;

- повышение эффективности логистики и перевозки угля с целью обеспечения 100% внутреннего спроса в осенне-зимний период;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в сфере подземной добычи угля, воспитание кадров, способных в дальнейшем реализовать масштабные задачи развития;

- увеличение производства твердого топлива и повышение его качества


Согласно рассматриваемому пятилетнему плану (2017-2021 гг.), тремя комплексными задачами по развитию сфер ВИЭ и энергоэффективности являются:

- внедрение современных технологий, коммерциализация результатов национальных и совместных НИОКР по всей технологической цепочке – от производства оборудования на предприятиях страны до выработки и транспортировки «чистой» энергии;

- расширение доли ВИЭ в электроэнергетике путем наращивания генерирующих мощностей, подключенных к общим силовым сетям и действующих самостоятельно, вовлечения в этот процесс субъектов предпринимательства;

- снижение энергоемкости выпускаемой продукции, внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий.

Данный документ включает более детальный план - «Программу мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы», конкретизирующий отдельные аспекты общего замысла путем фиксации целевых показателей, очерчивания круга инвестиционных проектов, утверждения перечня мер по расширению использования технологий в конкретных отраслях экономики и социальной сфере, графика внедрения энергоэффективного оборудования (отопительных котлов - в бюджетных организациях, насосов и электродвигателей - в насосных станциях водохозяйственных организаций Министерства сельского и водного хозяйства), сроков исполнения и назначения ответственных лиц. Основные показатели, характеризующие развитие сфер ВИЭ и энергоэффективности, приведены ниже в таблице.


Таблица Целевые показатели внедрения энергосберегающих и ВИЭ-технологий в Республике Узбекистан в 2017-2025 гг. (прогноз).



Целевые показатели внедрения энергосберегающих и ВИЭ-технологий в Республике Узбекистан в 2017-2025


Программа развития биогазового сектора нацелена на развитие национального производства оборудования, локализацию производства иностранных компаний-поставщиков БГУ, привлечение инвестиций, наращивание мощности эксплуатируемых БГУ в ведущих животноводческих и птицеводческих хозяйствах, на объектах малого и среднего предпринимательства в дехканских хозяйствах. Согласно плану, в 2017-2021 гг. число БГУ увеличиться на 726 ед., из них в Ташкентской области – на 116 ед., Хорезмской и Бухарской областях – на 95 ед. и 73 ед. соответственно. В итоге в структуре новых мощностей БГУ доля указанных трех субъектов страны может составить 40%.

 В программе намечен комплекс мер поддержки сектора путем (1) совершенствования нормативно-правовой базы в части проектирования, производства и эксплуатации БГУ, использования биоудобрений (замещения ими традиционных видов удобрений), (2) стимулирования серийных производителей оборудования, комплектующих и материалов (металлов, полимеров и др.) со стороны государства, общественных фондов, кредитных организаций (предоставление таможенных и налоговых льгот, заемного капитала под низкий ссудный процент), (3) привлечения грантов зарубежных структур, (4) широкого освещения в СМИ успехов биотопливной промышленности, проведение учебно-методических занятий на базе передовых предприятиях.

На совершенствование инфраструктуры страны нацелена 21 программа: по модернизации и строительству новых объектов инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры, автомобильных дорог, железнодорожных путей, линий метрополитена, совершенствованию городской застройки, в том числе два документа, которые будут рассмотрены далее: программы развития системы теплоснабжения и сферы обращения с отходами.

Одним из направлений развития сектора теплоснабжения является внедрение энергоэффективного оборудования, ресурсосберегающих технологий, ВИЭ-станций на различных объектах (в частных и многоквартирных домах, государственных зданиях и сооружениях) и в системе ЖКХ. В секторе недвижимости намечено сконцентрировать усилия на установке приборов учета, индивидуальных гелиоустановок (станций теплоснабжения на базе солнечных коллекторов) и создании в новых жилых районах децентрализованных систем - локальных котельных и тепловых сетей. Для реализации этих задач предполагается реализовать ряд мер, в том числе по совершенствованию нормативно-правовой базы, разработке планов и графиков проведения энергоаудита, санации действующего фонда, подготовке кадров, развитию сотрудничества с международными организациями для изучения и внедрения лучших мировых практик, финансированию национальных проектов.

Период действия программы развития системы обращения с отходами - пять лет, с 2017 г. по 2021 г. План действий предусматривает ряд мер, в том числе: создание комплексных схем сбора, сортировки, переработки твердых бытовых отходов в городах, населенных пунктах и на градообразующих предприятиях с тем, чтобы увеличить охват населения услугами по вывозу бытовых отходов с 63% в 2017 г. до 93% в 2021 г., строительство новых 96-ти полигонов ТБО и инвентаризация действующих объектов, внедрение современных технологий промышленной утилизации ТБО, привлечение в этот сектор частных компаний, разработка схем финансирования проектов за счет государственного бюджета, внебюджетных фондов, внешних источников, подготовка кадров, проведение разъяснительной работы с населением. В процессе переработки и утилизации ТБО предполагается производить полезные продукты – вторичное сырье, органические удобрения, тепловую и электрическую энергию.

За рамками данной научной работы остались еще десятки программ развития социальной сферы, предпринимательской деятельности, туризма, отдельных территорий (регионов) и секторов хозяйства Республики Узбекистан. Их беглая оценка позволяет сделать вывод о том, что эти планы могут быть реализованы в условиях дальнейшего расширения производства топливно-энергетических товаров, развития системы их транспортировки и распределения, что и будет учтено на следующих этапах исследования.

Обобщая, нормативно-правовая база Республики Узбекистан нацелена на коренное повышение эффективности проводимых реформ, создание условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, либерализация всех сфер жизни людей, модернизации страны по пяти приоритетным направлениям: совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, обеспечение верховенства закона, развитие социальной сферы и обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Структурные преобразования ТЭК и экономики в целом проводятся согласно семи среднесрочным программам, предусматривающим структурную перестройку, модернизацию и диверсификацию отраслей, локализацию производства иностранной техники, совершенствование системы управления.

В отраслях ТЭК внимание государства сконцентрировано на расширении минерально-сырьевой базы и добычи газа, нефти и угля, повышении на 3-4 цикла глубины переработки углеводородного сырья, увеличении экспорта нефтехимической и химической продукции, развитии возобновляемой энергетики (приоритеты - сектор биомассы, солнечная и гидроэнергетика), сферы энергоэфективности.       

 

Подводя итоги исследования национальной энергетики республики Узбекистан, формулируем авторские обобщения и предложения:


  1. Географическое положение страны определяет её следующие: отсутствие выхода к морям, неравномерность пространственного распределения водных ресурсов (пресной воды) и плодородных земель – земледелие ведется в основном на территориях, расположенных вблизи крупных рек (Амударьи, Сырдарьи, Зеравшана и др.) и ирригационных сооружений, системное создание которых началось в XIX веке, концентрация горнодобывающей промышленности в отдельных регионах, в основном – в Ферганской долине.
  2. В дореволюционный период энергетическое хозяйство было развитым и включало нефтедобывающие промыслы, маломощные тепловые электростанции (использовали привозное и местное топливо - дизельное топливо, реже - уголь), малые ГЭС, расположенные на реках, притоках рек и первых ирригационных сооружениях, разрозненные угольные копи кустарного типа. Предприятия энергетического сектора располагались в основном вблизи районов с высокой деловой активностью, крупных городов - Ташкента, Самарканда, Бухары, Андижана, Намангана. Электроэнергия использовалась на фабриках и заводах хлопкового сектора, а также в ремесленных мастерских. В начале ХХ века нефтяная отрасль контролировалась частным капиталом, примерно на 2/3 - иностранным (предприятиями братьев Нобель). Цены на нефтепродукты были высокими ввиду того обстоятельства, что компании-производители ориентировались на стоимостные показатели привозного топлива. Основная часть переработанной продукции вывозилась за рубеж – в Китай, Афганистан. В этом регионе Российской империи руководство было возложено на Туркестанского генерал-губернатор.
  3. В ходе революционных преобразований и гражданской войны в 1924 г. была создана Узбекская ССР со столицей в г. Душанбе, на территории которой проживало до 5 млн. этнических узбеков и примерно 740 тыс. - таджиков (в 1924-1929 г. в состав Узбекской ССР входила Таджикская АССР). После национализации ядром нефтяной промышленности стало государственное объединение «Узбекнефть». Ввиду нехватки местных рабочих рук и квалифицированных кадров (в целом по республике доля неграмотных составила среди мужчин - 87%, женщин - 94%, в сельской местности грамотой владели около 5% мужского населения в возрасте от 10 лет) в республику направлялись специалисты из других регионов СССР. Развитие местной энергетики осуществлялось в соответствии с общегосударственными научно обоснованными решениями и программами. В 1930-1940-х годах активно развивалась нефтяная промышленность, расширялись мощности генерирующего сектора на базе ТЭС и ГЭС, сетевого хозяйства согласно плану «ГОЭЛРО». Важность электрификации для будущего региона была отмечена советскими специалистами следующим образом: «Они [электростанции – прим автора] сообщат жизненному бегу Туркестана громадное ускорение, и электрический ток, пройдя по краю, пробудит его от многовекового сна Востока». В предвоенные годы население Узбекистана и соседних республик региона кустарным способом добывало урановое сырье, которое переправлялось в Западную Европу для исследований.
  4. Во время Великой Отечественной войны энергетика Узбекистана получила значительный импульс к развитию. В 1941-1942 гг. происходила эвакуация предприятий в глубокий тыл. В УзССР из центральных и западных регионов СССР прибыли силовые агрегаты ГЭС и ТЭС, из южных республик - буровое и нефтепромысловое оборудование (из гг. Баку, Краснодар, Майкоп, Грозный). Это позволило ударными темпами увеличить объем ГРР, добычу минерального топлива, выработку электроэнергии. В середине 40-х годов электроэнергетика УзССР обрела свои основные контуры и вышла на стадию планомерного роста. В данный период действовали основные каскады ГЭС и системы ирригации/мелиорации, что способствовало освоению новых сельскохозяйственных площадей в Джизакской, Бухарской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях и росту производства хлопкового волокна. В регионе продолжались системные поиски радиоактивных материалов.
  5. В середине 50-х годов завершилось формирование нефтяного комплекса, состоящего из геологоразведочных, строительных, машиностроительных и ремонтных структур, секторов добычи, транспортировки и переработки нефти, системы подготовки и отбора кадров. В УзССР действовали высшие и средние специальные учебные заведения, обеспечивающие потребности отраслей ТЭК, проектных институтов, научно-производственных объединений, конструкторских бюро, подразделений Академии наук Узбекской ССР.
  6. В 50-х годах акценты в развитии энергетики сместились в сторону угольной, газовой и урановой отраслей, что стимулировало спрос на машиностроительную продукцию: шагающие экскаваторы, карьерные самосвалы, тяжелые грузовики, механические лопаты, буровые станки и комбайны, проходческие щиты, конвейеры, отвальное оборудование, думпкары. Вся необходимая техника, оборудование и технологическая оснастка производились в СССР (во второй половине прошлого века основные фонды угольной отрасли УзССР обновились несколько раз). В 60-е годы на труднодоступных участках месторождения Ангренского угольного разреза была внедрена передовая технология подземной газификации топлива, построены «Ангренская» ГРЭС и локальная система газопроводов.
  7. Промышленная добыча природного газа началась в 1953 г. в пустыне Кызылкумы на блоке «Сеталантепе». В процессе развития газовой отрасли в азиатских республиках начали формироваться системы трубопроводного транспорта большой мощности для переброски топлива в центральную и западные области СССР, регионального энергоснабжения с учетом географического фактора, климатических особенностей, сезонности спроса на энергию и водные ресурсы со стороны местных потребителей с опорой на различные источники энергии.


В начале 70-х годов на территории Узбекистана полноценно действовали две магистральные линии ГТС «САЦ-1» и «САЦ-2» суммарной пропускной способностью более 50 млрд. куб. газа в год. По ним топливо из Туркмении, Узбекистана и Казахстана поступало в Россию. Часть узбекского газа, в рамках общесоюзной энергетической политики, направлялась на восток по маршруту «Бухара (Бухарский нефтегазоносный район) – Ташкент - ответвление на Фрунзе (Бишкек) - Алма-Ата». для обеспечения топливом южных областей Казахской ССР и северных регионов Киргизской ССР. В 70-80-х годах введены в эксплуатацию два газоперерабатывающих комплекса мирового уровня.


  1. Во второй половине 80-х годов в СССР были подведены очередные итоги многолетних ГРР на нефть и газ, составлены открытые отраслевые справочники. Согласно обобщенным данным, в Узбекистане залежи концентрировались на северо-востоке и юго-востоке республики в предгорьях, межгорных впадинах, в Каракалпакии - в районе Аральского моря. Месторождения характеризовались высокой глубиной залегания пластов (несколько километров), высокими и слабо предсказуемыми давлением и температурой, сложным составом сырья.
  2. В начале 90-х годов Узбекистан обладал диверсифицированным ТЭК, развитой научно-производственной базой (в гидроэнергетике, атомной отрасли, нефтяной, газовой, угольной, химической/нефтехимической промышленности) и системой подготовки кадров на базе средних специальных учебных заведений, ВУЗов, НИИ, Академии наук.


Энергетическое хозяйство УзССР являлось важной частью ТЭК СССР и занимало лидирующие позиции в Средней Азии по добыче углеводородов и урана, производству и переработке углеводородного сырья, транспортировке природного газа (по газопроводу «САЦ»), выработке и транспортировке электроэнергии в рамках «Объединенной энергосистемы Центральной Азии».


  1. В конце ХХ века в хозяйстве Узбекистана стали обостряться системные и проявляться новые проблемы. В конце 70-х - начале 90-х годов в топливной промышленности примерно в два раза выросли затраты на производство продукции (в электроэнергетике – в 5 раз), до 53% увеличился износ промышленно-производственных основных фондов, повысились в 1,5 раза затраты на их капитальный ремонт, сократилась на 10-30% фондоотдача.
  2. В августе 1991 г. Узбекская ССР провозгласила государственную независимость. Согласно закону, подписанному Президентом Республики Узбекистан, под контроль государства как суверенного собственника перешли недра, природные и другие ресурсы, интеллектуальные ценности, движимое и недвижимое имущество, объекты собственности, в том числе находившиеся в союзном подчинении (имущество государственных предприятий, учреждений и организаций, их основные производственные, непроизводственные, оборотные или иные формы и иное имущество, системы внутренней коммуникации, транспорта, связи и энергетики, республиканские картография и геодезия). В последующие годы преобразования энергетики и экономики осуществлялись в рамках национальных планов и программ.
  3. В 1991-1996 гг. проводилась коренная перестройка отраслей ТЭК, реализовывались меры по их адаптации к новым условиям хозяйствования. Примерно до середины 2000-х годов внедрены новые механизмы государственного управления. В конце первого десятилетия выделилось следующие основные направления дальнейшего развития – расширение минерально-сырьевой базы, модернизация действующих отраслей, внедрение энергоэффективных технологий, расширение использования низкоуглеродных источников энергии (атомной энергии и ВИЭ), развитие экспортной инфраструктуры.
  4. Сырьевая база Республики Узбекистан представлена углеводородным топливом – углями, в основном бурыми, нефтью и газом. Период исчерпаемости ресурсов нефти и газа по формальным расчетам (при текущих среднегодовых уровнях добычи и потребления) ограничен ближайшими 30-ю годами (2040-2050 гг.), угля – тремя столетиями. Несмотря на высокий уровень разведанности месторождений жидкого и газообразного топлива, существует вероятность роста объемов доказанных запасов, при этом наиболее высоким потенциалом обладает Амударьинский бассейн (до ¾ суммарных прогнозных запасов).
  5. В наступившем веке среднегодовое производство первичных ТЭР стабилизировалось вблизи уровня в 50 млн. т н.э., потребление - около 45 млн. т н.э. Среднегодовой энергобаланс (производство минус потребление по итогам за год) оценивается в 5-8 млн. т н.э. (10-15% производства), что позволяет рассматривать национальную экономику как энергоизбыточную и способную экспортировать излишки отдельных видов энергоресурсов в долгосрочной перспективе. В структуре расходной части энергобаланса традиционно преобладают газ и нефть, а уголь и гидроэнергия являются дополняющими и стабилизирующими источниками энергии (удельный вес газа - 84%, нефтепродуктов - 7% гидроэнергии – 6%, угля – 3%).
  6. В последние десять лет производство природного газа обладает тенденцией к сокращению, но стране удается сохранять положительный баланс (производство минус потребление) в 7-10 млрд. куб. м в год. Избыток топлива (около ¼ суммарной добычи) Узбекистан экспортирует в Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, а в последние несколько лет - в Китай. Транспортировка в страны ЕАЭС производится с использованием ГТС, основу которой составляют газопроводы бывшего СССР, и нового транспортного коридора «Туркменитан-Китай».


Добыча нефти уменьшается с 2000-х годов и отсутствие острого дефицита на внутреннем рынке объясняется синхронным снижением внутреннего спроса на жидкое топливо. В среднесрочной перспективе просматривается необходимость импорта примерно 1 млн. т нефти в год, в основном – из стран ЕАЭС (Казахстана и России). Для ввоза предполагается восстановить и модернизировать инфраструктуру, созданную в ХХ веке.

В 2000-2017 гг. производственные показатели угольной отрасли оставались нестабильными, все твердое топливо использовалось внутри страны.

Выработка электроэнергии была неустойчивой до начала наступившего века – её минимальное значение достигнуто в конце 90-х годов. В последующий период темпы прироста данного показателя составили 3-5% в год. Внутреннее потребление электроэнергии примерно соответствовало ее производству.


  1. Сложности нефтегазового сектора и угольной промышленности Республики Узбекистан обусловлены комбинацией природных и политических факторов, в числе которых можно выделить следующие: (1) специфика географической локации государства - отсутствие выхода к морям, широким торговым путям, (2) сложная конфигурация территории, наличие труднодоступных и удаленных от центра регионов, выдвинутых вглубь территории других стран, (3) сложный рельеф местности – наличие горных массивов и пустынных зон, (4) тяжелые горногеологические условия залегания полезных ископаемых – глубина расположения залежей, параметры пластов и др., (5) климатические особенности - высокая температура окружающей среды, малое количество осадков и др., (6) наличие конфликтного потенциала с соседними государствами – бывшими республиками СССР, обусловленный историческими и социокультурными причинами, незавершенностью процесса демаркации государственной границы. Указанные факторы сдерживают восполнение ресурсной базы, развитие транспортной инфраструктуры, модернизацию и замену основных фондов, расширение торгово-экономического сотрудничества с зарубежными партнерами.
  2. Согласно данным МАГАТЭ, Республика Узбекистан - один из мировых лидеров по запасам урана, добыча которого является высокорентабельной. Залежи сконцентрированы в Ферганской долине и прилегающих к ней районах. За последние 25 лет не открыто крупных или уникальных с точки зрения затрат на добычу (т.е. в ценовой категории до 40 долл. США/кг) ураново-рудных объектов. Около ¾ месторождений относятся к песчаниковому типу, остальные приурочены к сланцевым толщам. Несмотря на оптимистичные данные МАГАТЭ, разрабатываемые и перспективные месторождения урана характеризуются тяжелыми горно-геологическими условиями залегания природных ископаемых и горнотехническими условиями эксплуатации, сложным химическим составом рудных тел (наличием солей кальция, магния и других химических элементов), низким содержанием радиоактивного металла. Каждый этот фактор по отдельности, а тем более в комплексе, кратно увеличивает стоимость выпуска конечного продукта.


Основное производство ведется на месторождениях песчаникового типа шахтным способом путем подземного выщелачивания (ввиду сложных горнотехнических условий). Многие действующие рудники эксплуатируются более 20-30 лет и их потенциал стабильно сокращается. Процессы извлечения радиоактивного металла из сланцевых пород, отработанных урановых скважин и отвалов горно-обогатительных фабрик базируются на опытных низкоэффективных технологиях (зачастую – за гранью рентабельности). Урановая промышленность, созданная еще в ХХ веке, обеспечивает выпуск 2,3-2,5 тыс. урана в год. Перерабатывающие мощности обладают техническим ресурсом для увеличения этого показателя до 3,5 тыс. т в год. 

Узбекистану не удается переломить негативные тенденции в развитии уранодобывающей отрасли. Ресурсная база развивается слабо, выпуск уранового концентрата не увеличивается до запланированных 4-5 тыс. т в год, глубина передела остается на прежнем уровне. Проблемы, обусловленные внутренними и внешними причинами, продолжают нарастать.

Внутренние проблемы определяются несколькими факторами: неблагоприятные природно-климатические и горно-геологические условия, истощенность традиционных месторождений, относительно низкий уровень технологий добычи и переработки, отсутствие комплексной государственной стратегии развития отраслей и регионов -  откладывание решение сложных вопросов «на потом», нехватка квалифицированных специалистов, сужение научно-исследовательской базы и научного потенциала уранового сектора.

Сложность расширения минеральной базы, т.е. проведения поисковых и исследовательских работ, связана со спецификой геофизических параметров ураноносных участков (требуется комплекс мероприятий и современных технологий, включая космическую и аэросъемку). В секторе добычи высокий уровень производственных издержек объясняется (1) на песчаных месторождениях – легкой проницаемостью среды, низким содержанием урана, наличием примесей кальция, магния и др., что требует повышенного расхода технической воды и растворов кислот (технология ПВ), (2) на сланцевых месторождениях - отсутствием эффективных промышленных технологий (применяются опытные и высокозатратные). Переработка сырья осуществляется на «Навойском ГМК», который традиционно выпускает продукцию нижних переделов и остается слабо восприимчив к инновациям (по объективным причинам).

Внешние проблемы связаны с нестабильностью мирового спроса и цен на урановую продукцию. Этот фактор затрудняет приток зарубежного капитала и, соответственно, развитие минеральной базы, промышленного сектора. Осторожность иностранных инвесторов вызвана также политикой правительства, направленной на сохранение жесткого контроля за отраслью о стороны государства, нестабильностью политической ситуации в мире.

Экспорт малообогащенного урана в географическом плане характеризуется средним уровнем диверсификации и обладает потенциалом для расширения. В 90-е годы сотрудничество Узбекистана с Россией и США позволило снизить риски распространения радиоактивных материалов, обеспечить загрузку мощностей «Навойского ГМК», частично сохранить квалифицированные кадры. В конце 90-х - начале 2000-х годов была установлена временная монополия США на вывоз продукции, которая привела к стагнации отрасли. Эта ситуация была преодолена, и новыми рынками сбыта стали Японии, Республики Корея, Индия и КНР. Поставки урана осуществлялись в ограниченных объемах и на основе краткосрочных и среднесрочных контрактов, что также сдерживало развитие сектора. В наступившем веке лидерами по объему инвестиций в уранодобывающую отрасль являлись Республика Корея, Япония и Китай, но на базе международного сотрудничества прорывных результатов получено не было по экономическим и техническим причинам.

Среднесрочные перспективы урановой отрасли страны связаны укреплением инвестиционного, торгового и научно-технического сотрудничества с Россией, Китаем, Индией, США и другими государствами, международными структурами (МАГАТЭ, кредитными организациями). Расширение взаимодействия может позволить временно снизить остроту проблем, обусловленных сокращением ресурсной базы и износом оборудования. Возможно, в ближайшие годы в Узбекистане будут внедрены эффективные способы разработки сланцевых пород, доизвлечения металла из отработанных скважин и отвалов горно-обогатительных фабрик, но вероятность этих событий оценивается в 30%.   

В более отдаленном периоде перспективы развития уранового сектора определяются набором разнонаправленных факторов, в том числе параметрами росийско-узбекского сотрудничества. При успешном углублении двусторонних связей может быть реализован проект по строительству и эксплуатации узбекской АЭС. Движение по этой траектории позволит Узбекистану не только решить ключевые задачи урановой промышленности (в том числе отложенные «на потом»), но также добиться позитивных сдвигов в других сферах хозяйства: (1) повысить надежность энергообеспечения в условиях сокращения запасов природного газа - основного энергоносителя в секторе генерации, (2) снизить риски, связанные с использованием водных ресурсов, объем которых может сократиться в ближайшие несколько лет после завершения строительства нескольких крупных ГЭС в Таджикистане и Киргизии, (3) нарастить выпуск промышленных товаров/услуг, сельскохозяйственной продукции.


  1. Узбекистан рассматривает пути и возможности расширения в топливно-энергетический балансе и минерально-сырьевой базе доли металлоносных горючих сланцев – тонких минеральных смесей органических и неорганических составляющих.
  2. Климатические и природные условия Республики Узбекистан предоставляют широкие возможности для использования ВИЭ: энергии солнца, воды, ветра, биомассы. Наиболее крупный потенциал заключен в секторе энергии солнца. Этот источник позволяет производить электрическую или/и тепловую энергию (и ограниченно используется в транспортном секторе – в транспортных средствах на электрической тяге). На географической широте Узбекистана утилизация солнечной энергии возможна путем применения широкого набора промышленных технологий.
  3. Солнечная энергетика развивается по восходящей траектории. В стране созданы предприятия, выпускающие солнечные модули и концентраторы различных типов, стабильно растет профессиональный уровень специалистов, в отрасль поступают иностранные инвестиции и технологии. Данный сектор ВИЭ находится на этапе перехода от стадии зарождения к ускоренному развитию путем реализации масштабных задач с использованием различных механизмов поддержки со стороны государства. Проблемы сектора связаны с несовершенством применяемого оборудования (низким КПД и относительно коротким сроком службы солнечных модулей), длительным периодом окупаемости ФГУ в бытовом и промышленном секторах, который оценивается в 13-16 лет при действующих тарифах на газ и электроэнергию.
  4. Сектор гидроэнергетики обладает высоким потенциалом, но его развитие сдерживается по ряду причин. К основным трудностям, кроме ограниченности государственных ресурсов, относятся: (1) низкий уровень развития институциональной среды (в части стандартизации, поддержки предпринимательских инициатив и др.), неоднократная реорганизация государственной системы управления сектором, (2) отсутствие единой базы данных о потенциале (всего – более 360 водных объектов), (3) высокая стоимость строительства ГЭС, отсутствие в стране мощностей по выпуску оборудования, способного функционировать при малом напоре и расходе воды, (4) сложность процедуры присоединения установок к общим силовым сетям, (5) нехватка квалифицированных кадров. Ввиду принятия комплексных мер поддержки со стороны государства, указанные проблемы могут быть в основном решены в среднесрочной перспективе, т.е. в период 2020-2022 гг.
  5. Ветроэнергетика развивается низкими темпами. В числе основных сдерживающих факторов можно указать: (1) отсутствие полных и надежных данных, характеризующих ветроэнергетический потенциал на высотах более 10 м над поверхностью земли, (2) территориальная неравномерность энергетического потенциала, удаленность районов относительно благоприятного производства энергии от центров концентрированного спроса, также сезонный характер выработки электроэнергии (около 9 месяцев в году), что обусловлено природно-климатическими, историческими и социально-экономическими причинами, (3) высокий уровень затрат на строительство ВЭУ ввиду отсутствия местных предприятий по выпуску высокоэффективного оборудования, способного функционировать в местных условиях, и нехватки квалифицированных кадров, (4) слабая государственная поддержка сектора, его низкая привлекательность для иностранных инвесторов.
  6. Узбекистан обладает возможностью использования биомассы в энергетике ввиду благоприятных природно-климатических и социально-экономических условий: высокой среднегодовой температуры окружающей среды, большого числа солнечных дней в году, наличия развитых сфер производства, переработки сельскохозяйственной продукции и водных ресурсов. Возможности использования биомассы в национальной экономике изучены не в полной мере. С целью развития сектора принят ряд государственных программ, нацеленных на почти 20-ти кратное увеличение числа БГУ на крупных животноводческих и птицеводческих комплексах в 2017-2021 гг.
  7. Стратегия развития Республики Узбекистан определяет следующие направления развития: коренное повышение эффективности проводимых реформ, создание условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, либерализация всех сфер жизни людей, модернизации экономики и общества по пяти направлениям. Эти направления следующие: совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, обеспечение верховенства закона, развитие социальной сферы и обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.


Структурные преобразования отраслей ТЭК проводятся в рамках нескольких среднесрочных программ, синхронизированных между собой и предусматривающих: перестройку, модернизацию и диверсификацию основных фондов, локализацию производства иностранной техники, совершенствование системы управления.

В отраслях ТЭК внимание государства сконцентрировано на расширении минерально-сырьевой базы и производства углеводородного сырья, повышении на 3-4 цикла глубины переработки углеводородного сырья, увеличении экспорта нефтехимической и химической продукции, развитии возобновляемой энергетики (приоритеты - сектор биомассы, солнечная и гидроэнергетика), сферы энергоэфективности.


  1. Политика Республики Узбекистан в сфере международного сотрудничества основана на принципах, заложенных в основном законе страны. Конституция предусматривает возможность заключать союзы, входить в содружества и другие международные образования, а также выходить из них, исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности.


На современном этапе для Узбекистана повышается актуальность укрепления исторически выверенных связей в формате бывших союзных республик как минимум по трем причинам:

Во-первых, это неравномерное, но все же поступательное сближение стран-участниц СНГ. В ходе этого процесса Узбекистан, руководствуясь собственными интересами, оставался скорее сторонним наблюдателем, чем активным участником Содружества. В конце второго десятилетия ситуация изменилась, и страна провозгласила курс на активное развитие сотрудничества в формате СНГ.

Во-вторых, это расширение путей транспортировки товаров, в том числе топливно-энергетических, в центральной и южной частях Евразии, их выход на традиционные и перспективные рынки Западной/Южной Европы, Африканского континента. При отстраненной политике Узбекистана данные события затронут его «по касательной» и не позволят сократить издержки, обусловленные географической изолированностью национальной экономики от крупных торговых путей и рынков.

В-третьих, риски, обусловленные турбулентностью мировой экономики, сдвигами в глобальной политике. В современных условиях не исключено постепенное исчерпание позитивного потенциала многовекторного внешнего курса страны и/или нарушение внутреннего территориально-кланового баланса. Эти факторы могут привести к обострению социально-экономической ситуации под влиянием таких факторов, как: усиление террористической угрозы на сопредельных территориях, сокращение стока рек после реализации проектов по строительству крупных ГЭС в соседних государствах, сужение сырьевой базы (по нефти, газу, а также радиоактивных элементов и углю – в части запасов, добыча которых рентабельна), рост численности населения, деградация земельного фонда.


  1. К основным направлениям взаимодействия Республики Узбекистан со странами ЕАЭС можно отнести следующие: торговля первичными топливно-энергетическими товарами, атомная отрасль (по всей технологической цепочке - от добычи радиоактивных материалов до генерации электроэнергии, ее транспортировке и распределению), сектор ВИЭ, сфера ресурсосбережения, машиностроение (выпуск транспортных и специальных средств используемых в горно-добывающей и перерабатывающей промышленности), научно-техническое сотрудничество в различных отраслях, сфере фундаментальных исследований.


 Выводы:


  1. Узбекистан располагает крупными запасами углеводородов - газа, а также нефти и угля, в основном изученными в 50-80-х годах прошлого столетия. В наступившем веке сырьевая база неуклонно сокращается. По оптимистичным оценкам, временной горизонт истощения действующих месторождений нефти и газа – середина XXI века.
  2. Производство углеводородов концентрировано ведется на отдельных месторождениях, которые разрабатываются в течение нескольких десятков лет. Добыча газа превышает внутреннее потребление, нефти и угля – примерно соответствует «сжатому» внутреннему спросу. В структуре расходной части энергобаланса традиционно преобладают газ и нефть, а уголь и гидроэнергия выполняют функцию дополняющих и стабилизирующих источников энергии. Хозяйство страны является энергоизбыточным, что позволяет вывозить небольшие излишки топливно-энергетических товаров. В обозримой перспективе просматривается, во-первых, усиление зависимости страны от импорта нефти в размере до 1 млн. т в год, во-вторых, постепенное сокращение (до полного исчерпания) экспортного потенциала по газу и электроэнергии.
  3. Республика Узбекистан считается одним из мировых лидеров по запасам урана, рентабельность добычи которого оценивается как высокая. За последние 25 лет размер минеральной базы по радиоактивным веществам сократился, при этом на территории государства не было открыто крупных или уникальных ураново-рудных объектов с точки зрения затрат (т.е. в ценовой категории до 40 долл. США/кг металла). Несмотря на наличие оптимистичных данных международных организаций, производственные процессы характеризуются высоким уровнем сложности, что негативно отражается на затратах уранодобывающих и перерабатывающих предприятий, равно как и привлекательности сектора для иностранных инвесторов.
  4. Климатические и природные условия предоставляют широкие возможности для использования ВИЭ: энергии солнца, воды, биомассы, ветра. Наиболее крупный теоретический потенциал заключен в солнечной энергии. Во втором десятилетии наступившего века этот сектор вышел на траекторию «прорывного» развития. К перспективным направлениям отнесены также гидроэнергетика и биомасса. Строительство малых и средних ГЭС, внедрение биогазовых установок осуществляется в рамках государственных программ, стимулирующих внедрение ГЭС и БГУ на промышленных объектах, в крупных сельскохозяйственных комплексах, муниципальном и частном секторах (в дехканских хозяйствах). Расширение генерации на базе ветровой энергии сдерживается по природно-климатическим, техническим и экономическим причинам.
  5. Согласно руководящим документам в сфере ТЭК, приоритетами государства являются: расширение минерально-сырьевой базы и производства углеводородного сырья, углубление на 3-4 цикла переработки углеводородного сырья, увеличение экспорта нефтехимической и химической продукции, развитие возобновляемой энергетики (приоритеты - биомасса, солнечная и гидроэнергетика), сферы энергоэфективности.
  6. В 90-е годы и до 2017 г. на внешнем контуре деятельность Узбекистана базировалась на принципах нейтралитета, многовекторности, экономической и политической целесообразности. В 2017-2018 гг. по ряду причин страна приняла решение более активно развивать сотрудничество в рамках СНГ.
  7. Энергетическое хозяйство Узбекистана, фундамент которого был создан в прошлом веке в рамках общесоюзных стратегий и программ, продолжает сохранять высокий потенциал с точки зрения региональной интеграции и сотрудничества в форматах СНГ/ЕАЭС.
  8. К основным направлениям взаимодействия Республики Узбекистан со странами СНГ/ЕАЭС можно отнести следующие: торговля первичными топливно-энергетическими товарами, ядерные технологии (по всей технологической цепочке - от добычи радиоактивных материалов до генерации, транспортировки и распределения электроэнергии), сферы ВИЭ и ресурсосбережения, тяжелое машиностроение (выпуск транспортных и специальных средств используемых в горно-добывающей и перерабатывающей промышленности), образование, отраслевая и фундаментальная наука.
  9. Для развития сотрудничества на многосторонней основе видится необходимость совместной разработки и реализации крупных амбициозных проектов, базирующихся на новейших достижениях науки и техники, способствующих повышению уровня взаимного доверия, переходу государств СНГ/ЕАЭС на более высокую ступень развития экономики и общества, укреплению социокультурных связей, «стягиванию» пространства. Одним из подобных решений мог бы стать проект по комплексному развитию «умной» электроэнергетики на пространстве государств Содружества. Рабочее название предлагаемого проекта - «Международная автоматизированная система энергоснабжения «СНГ плюс» (МАСЭ «СНГ плюс»).  


 


Нет комментариев
Добавить комментарий