Научно-техническая сфера и основные направления подготовки кадров стран ЕАЭС
Nauchno-tehnicheskaya-sfera-i-osnovnie-napravleniya-podgotovki-kadrov-stran-EAES
Авторская статья Матвеева Игоря Евгеньевича.
Исторический опыт свидетельствует от том, что экономическая целесообразность и взаимная выгода формируют необходимые, но недостаточные условия для долгосрочного сотрудничества государств в рамках объединений и союзов. В настоящее время соответствующие подтверждения можно найти в различных регионах мира, включая Евразию.
В текущем десятилетии в ЕАЭС усилились негативные тенденции, замедляющие процесс интеграции, что привело к резкому усложнению процессов согласования, утверждения и исполнения решений и рекомендаций ЕЭК, нестабильности товарооборота, сокращению общественной поддержки Союза.
С одной стороны, эта ситуация является следствием общемировых изменений и трансформаций, в первую очередь, мировой политической системы, экономики и общества, международной торговли, раскручивания спирали масштабной цифровизации.
С другой стороны, причина действия «интеграционного тормоза» находится вне сферы товарно-денежных отношений. Она скрыта в базовом принципе ЕАЭС: «сначала экономика, политика потом». Союз, нацеленный на гармонизацию экономических интересов без учета общих социокультурных ценностей и смыслов (сформированных в течение многих столетий), представляется низко эффективным в долгосрочной перспективе. Участникам объединения целесообразно усилить межкультурное взаимодействие, в первую очередь – в научно-технической сфере, по линии образования и просвещения.
Проблематике общего, т.е. коллективного научно-технического (исследовательского, инновационного) и образовательного пространства и посвящена данная работа. В статье отмечено, что необходимость расширения научно-технического сотрудничества обусловлена не только императивом интеграции, но также непрерывным ускорением НТП, превращением интеллектуального ресурса в важный фактор трансформации индустриального мира. Меры по укреплению взаимодействия в области науки, образования и просвещения, синхронизации государственной политики требуются для сбалансированного развития научного, технического, творческого и духовного потенциала людей, концентрации усилий в «прорывных» секторах знаний. Главной целью исследования является уточнение основных направлений подготовки кадров, необходимых для решения задач, зафиксированных в национальных стратегиях и планах развития, достижения целей ЕАЭС.
Структура статьи следующая. В начале рассматривается опыт ХХ века, производится оценка современного научного ландшафта каждого участника ЕАЭС, определяются цели, задачи, приоритеты научно-технологического и инновационного развития, зафиксированные в национальных документах стратегического планирования. Затем рассматриваются основные аспекты сотрудничества в сфере науки и образования, уточняются области общих интересов, обладающие интеграционным потенциалом. На основе полученных результатов формулируются предложения по подготовке кадров.
Опыт ХХ века и научная специализация республик
В конце 80-х годов ХХ века каждая союзная республика обладала высокоразвитой научной, научно-производственной и образовательной инфраструктурой, которая создавалась в течение нескольких десятилетий с учетом местных условий и возможностей, общих потребностей. В её состав входили (1) академии наук, академические научно-исследовательские институты (НИИ), научные центры и отдельные лаборатории, (2) отраслевые НИИ и научно-производственные объединения (НПО), состоящие из конструкторских бюро и промышленных мощностей и позволяющие оперативно внедрять новые разработки, выпускать сначала опытные партии и, после проведения испытаний и доработки, - серийную продукцию с последующей поэтапной модернизацией, (3) крупные испытательные лаборатории и полигоны, (4) высшие, средние специальные учебные заведения и профессионально-технические училища, действующие в сотрудничестве с научными организациями, НПО и промышленными предприятиями, что позволяло учащимся старших курсов приобретать (перенимать у наставников) навыки и опыт практической работы. В 1946 г. создана высшая физико-техническая школа («система Физтеха»), которая в последствии была внедрена во многих ВУЗах страны.
Работа по развитию кадрового потенциала начиналась на ранних этапах социализации личности. Выявлением творческих способностей и развитием технических навыков у детей, подростков и молодежи на бесплатной основе занимались станции юных техников и натуралистов, кружки моделирования, творческие студии и многие другие, как сказали бы в настоящее время, сетевые организации. Тиражами в 1,0-1,5 млн. экземпляров в месяц выпускались журналы и другие научно-технические издания, рассчитанные на различный уровень подготовки («Юный техник», «Техника молодежи», «Моделист-Конструктор», «Наука и Жизнь» и другие).
Субъекты СССР функционировали в рамках единой политики. Научно-техническое пространство было «пронизано» горизонтальными (между республиками) и вертикальными связями с общесоюзными (центральными) учреждениями. Республики были вовлечены в общие процессы с учетом их специализации (таблица 1).
Таким образом, инфраструктура, созданная в ХХ веке, обеспечивала:
- раскрытие творческого и технического потенциала личности на различных этапах её социализации;
- плановую подготовку специалистов, необходимых для решения задач социально-экономического развития;
- преемственность знаний, навыков и опыта в рамках системы наставничества;
- повышение квалификации/переподготовку кадров, продвижение перспективных специалистов вверх по социальным лифтам;
- стимулирование изобретательской и рационализаторской работы;
-системное развитие отраслевой и фундаментальной науки во взаимодействии с промышленным сектором с учетом специфики каждой республики (т.е. уровня развития местных производительных сил и национальной культуры).
Роспуск СССР и переход на рыночные принципы хозяйствования привели к разрыву подавляющего большинства традиционных связей, что стало причиной коренных изменений в сфере науки и образования новых государств. На текущем треке развития опыт прошлого столетия может стать источником полезных, рациональных идей, проверенных практикой подходов, принципов и схем совместной работы.
Современный научный ландшафт и приоритеты научно-технического развития
Республика Армения. В 90-е и 2000-е годы научный потенциал страны резко сократился. В ХХI веке процессы восстановления и развития чистой и прикладной науки протекают медленно ввиду недостатка финансов, нехватки квалифицированных кадров, оборудования и материалов, эмиграции специалистов, низкого уровня развития материальной базы науки, слабого спроса на инновации со стороны национальной промышленности.
Стратегию и тактику экономического развития определяют такие ключевые факторы, как: ограниченность запасов полезных ископаемых, географические особенности (отсутствие выхода к морям, горный рельеф местности), малый размер внутреннего рынка (около 3 млн. человек), специфика региональной политической ситуации (нестабильные отношения с Азербайджаном и Грузией). В этой связи главная цель научно-технической политики Армении - ускоренная интернационализация научно-технологической и инновационной сферы на базе основного ресурса страны - квалифицированной рабочей силы. Основная задача - максимально широкая интеграция в международные структуры вне зависимости от географического фактора.
Сфера науки и образования представлена «Национальной академией наук Республики Армения» («НАН РА»), примерно 30-ю академическими НИИ и научно-исследовательскими организациями, 16-ю крупными высшими учебными заведениями (университетами, многие из них – являются фондами), несколькими десятками исследовательских, аналитических и других специализированных исследовательских центров различных форм собственности.
В фокусе академических НИИ находятся естественные и гуманитарные науки (математика, физика, химия, биология, механика, информатика, экология, науки о Земле, науки о человеке, философия, социология). Исследования проводятся и на стыке дисциплин. Прикладная наука сфокусирована на энергетических и НБИКС-технологиях.
В энергетическом хозяйстве приоритетами являются атомная и солнечная энергетика, другие секторы низкоуглеродной энергетики (на базе энергии воды, ветра, тепла Земли, биотоплива), энергоэффективность и ресурсосбережение, транспортная и энергетическая инфраструктура (подключение к региональным транспортным и энергетическим системам, коридорам).
В сфере биотехнологий страна обладает научным заделом. В структуре «НАН РА» действуют «Научно-производственный центр «Армбиотехнология», а также «Государственная некоммерческая организация «Армбиотехнология», в составе которой три крупных организации - «Институт биотехнологии», «Институт микробиологии» и «Центр депонирования микробов» (все созданы на базе научно-исследовательских структур СССР). Основные виды деятельности - фундаментальные и прикладные исследования в области генной инженерии, органической химии, молекулярной биологии, биотехнологии, микробиологии, генетике, биотехнологические производства.
В IT-секторе действует национальная «Академическая научно-исследовательская компьютерная сеть Армении» (1994 г.), входящая в структуру «НАН РА». Начиная с 2000-х годов государственным приоритетом являлось развитие сети «Интернет» (расширение национальных сетей широкополосного доступа, повышение уровня компьютеризации населения, увеличение возможностей по предоставлению услуг) на основе западных стандартов, технологий и оборудования. В итоге это привело к «размыванию» «цифрового» суверенитета страны. В настоящее время организации, обеспечивающие доступ к информационным сетевым службам, в подавляющем большинстве - компании с иностранным капиталом, которые контролируют более 90% национального рынка.
Сегмент нанотехнологий развит слабо. Для продвижения в этом направлении Армения предполагает развивать сотрудничество с другими странами, например, Ираном.
Крупные государственные и частные университеты участвуют в реализации международных программ (Euroasia, Eueromed, USAID, UNDP/GEF, ANSEF, SCOPES, Tempus-Tacis, McArtur, NISCUPP, INTAS Nato Science), что позволяет развивать собственные компетенции, модернизировать оборудование научных центров и лабораторий, направлять за рубеж студентов и аспирантов для обучения и получения практического опыта. Научные центры, действующие при вузах, ведут работу в различных областях знаний, в том числе таких, как: математика, физика, медицина, цифровые технологии, биотехнологии, экономика, юриспруденция.
Исследовательские и аналитические организации, созданные общественными (в том числе политическими) и иными организациями, так называемые «мозговые центры», занимаются изучением социально-политических и экономических процессов. Результаты их деятельности оказывают влияние на научно-техническую и социальную политику государства.
В 2000-х годах в Армении при поддержке Всемирного банка и частных фондов («Измирян» и других) создано несколько бизнес-инкубаторов. Наиболее крупные из них расположены в г. Ереване и г. Гюмри (специализация - разработка программного обеспечения).
Основными источниками финансирования науки и образования являются государственный бюджет, а также внебюджетные фонды, гранты, займы, кредиты, получаемые от международных, национальных организаций и по другим каналам от юридических и частных лиц. Особую ценность представляет Диаспора – важный источник инвестиций и экспертного опыта, весомый зарубежный политический ресурс.
Во внешнем контуре Республика Армения реализует многовекторную политику, развивает сотрудничество со странами Евросоюза, Северной Америки, ЕАЭС, Китаем, Индией и другими государствами. В течение последних 25 лет научные кадры и профессорско-преподавательский состав ВУЗов на регулярной основе проходили переподготовку в ведущих университетах ЕС и США.
В рамках ЕАЭС приоритетными для Армении являются следующие направления сотрудничества: наука и образование, промышленная кооперация, электронная коммерция, новые методы финансовых расчётов, «умный» город, энергосбережение, государственное управление, технологии распределенного реестра, цифровые решения для навигации и транспортной инфраструктуры (использование систем «Платон» и «ГЛОНАСС»), цифровизация агропромышленного комплекса и туризма. В формате ЕАЭС Республика Армения наиболее активно взаимодействует с Российской Федерацией, менее интенсивно – с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
Наиболее важные цели и задачи страны в научно-технической и образовательной сферах, зафиксированные в ключевых документах стратегического планирования, можно обобщить в рамках следующего перечня:
- Всестороннее развитие социального капитала, чистой и прикладной науки, повышение уровня общего и профессионального образования путем углубления международного сотрудничества и на базе внутренних ресурсов. Рост конкурентоспособности армянской науки и образования в глобальном измерении.
- Расширение международной кооперации в научно-технологической сфере с целью превращения Армении в центр НИОКР высокотехнологичных компаний и глобальных ТНК.
- Трансферт и адаптация зарубежных технологий с последующим переходом к разработке собственных решений (в отдельных секторах экономики). Модернизация традиционных производств путем преимущественного использования НБИКС-технологий, рост числа малых и средних инновационных компаний.
- Цифровизация экономики по следующим направлениям: инфраструктура, государственное управление, частный сектор, «цифровые» навыки у пользователей, «цифровая» институциональная система, кибербезопасность. В среднесрочном периоде главной задачей является совершенствование государственной ИКТ-инфраструктуры путем построения высокоскоростных сетей, организации высокопроизводительных облачных сервисов.
- Комплексное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, преодоление изоляции от крупных региональных и мировых рынков.
- Развитие атомной и возобновляемой энергетики.
- Повышение энергобезопасности, энергоэффективности хозяйства, сбережение флоры и фауны для будущих поколений.
- Укрепление связи с Диаспорой, вовлечение её в процессы развития науки и образования, промышленности и торговли.
Республика Беларусь. Страна унаследовала высокоразвитую научно-образовательную инфраструктуру, позволяющую проводить фундаментальные и прикладные исследования по многим направлениям.
Отметим, в структуре «Академии наук Белорусской ССР» первые научно-практические центры были созданы в 70-е годы с целью укрепления связей науки и промышленности. В ХХI веке данный опыт продолжает широко использоваться. Научные исследования ведутся на плановой основе с учетом государственных приоритетов и конкретных задач, получаемых от реального сектора экономики. Это позволяет упорядочить научную деятельность и повысить её эффективность, сократить время внедрения в производство новых знаний и технологий, выведения на рынок инновационных товаров и услуг.
В наступившем столетии «Национальная Академия наук Республики Беларусь» («НАН Беларуси») получила статус ведущей государственной научной организацией, определяющей приоритеты и пути развития страны и превратилась в источник знаний и инноваций, интеллектуальный и экспертный центр страны. В её составе семь отделений (аграрных и биологических наук, гуманитарных наук и искусств, медицинских наук, физико-технических наук, физики, математики и информатики, химии и наук о Земле) и несколько десятков НИИ.
Подразделения «НАН Беларуси» занимаются чистой наукой в отдельных секторах знаний, но основные усилия академических институтов сконцентрированы на прикладных исследованиях. Во втором десятилетии подавляющее большинство НИИ инициировали создание инновационных, научно-практических центров, научно-производственных объединений. В 2018 г. в структуре «НАН Беларуси» действовали более 70-ти центров и кластеров, сформированных по отраслевому и/или региональному принципу. Вероятно, в среднесрочной перспективе будут образованы несколько новых крупных кластеров (в виде НПО), выполняющих функцию «локомотивов» развития науки и экономики в приоритетных областях.
Главная цель научно-технологической и инновационной политики страны – перевод хозяйства на технологии не ниже 5-го и 6-го укладов, переход в экономику знаний. Основными задачами являются (1) трансформация хозяйства на основе имеющихся природных и иных ресурсов, передовых знаний и технологий, (2) всестороннее развитие личности человека в духе традиционных ценностей, повышение стандартов жизни людей, (3) сохранение окружающей среды, (4) развитие сотрудничества в формате ЕАЭС, в первую очередь с Россией.
В 2015 г. в указе президента Республики Беларусь зафиксированы следующие приоритеты: ИКТ, авиакосмические технологии, энергетика (атомная и возобновляемая), био- и наноиндустрия, химия (включая фармацевтику), нефтехимия, медицина, точное машиностроение (приборостроение и электронная промышленность). К важным направлениям развития отнесены промышленные биотехнологии, наноматериалы, информационные и аэрокосмические технологии, энергоэффективность, новые источники энергии, медицинские приборы и фармацевтика, технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, рациональное природопользование, природосберегающие и природоохранные технологии.
В области международного сотрудничества основными партнерами Республики Беларусь являются Россия, Китай, страны Евросоюза (Австрия, Нидерланды, ФРГ, Кипр, государства Балтии), европейские и международные структуры, содействующие развитию науки и образования в целях интеграции (проекты «ТEMPUS», «Поддержка треугольника знаний в Беларуси, Молдове и Украине» и другие). Основные задачи долгосрочного развития представлены в следующем перечне:
- Создание «Национальной инновационной системы», объединяющей государственные структуры, финансовые организации (банки и фонды), субъекты малого и среднего предпринимательства, юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную, научную, научно-техническую и образовательную деятельность на территории страны с целью повышения качества государственного управления, развития приоритетных секторов экономики, эффективного расходования ресурсов.
- Создание высокотехнологичных производств и групп предприятий по следующим направлениям: авиакосмические и НБИКС-технологии, химия, в том числе фармацевтика, точное машиностроение, атомные технологии, альтернативные источники энергии, агропромышленные технологии, формирование крупного кластера энергоемких производств вблизи «БелАЭС».
- Замещение импортных углеводородов атомной электроэнергией, энергией, выработанной на базе возобновляемых источников энергии и местных видах топлива. Ускоренный переход на энергоэффективные и ресурсосберагающие технологии во всех секторах хозяйства.
- Диверсификация и увеличение экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции.
- Участие в научно-технических и образовательных программах ООН и других международных организаций, Союзного государства, ЕАЭС и СНГ.
- Создание благоприятных условий для привлечения в страну высококвалифицированных зарубежных кадров, притока иностранных инвестиций в научно-техническую сферу.
- Поиск талантов, развитие творческих способностей у детей и молодежи, подготовка и переподготовка специалистов старшего поколения.
Республика Казахстан. В 1946 г. создана «Казахская Академия наук», первоначально нацеленная на решение прикладных задач в добывающей промышленности, сельском хозяйстве, а также вопросов социального и духовного развития общества.
В 2003 г. академия получила название «Республиканское общественное объединение «Национальная академия наук Республики Казахстан» («НАН РК»). Развитие академии осуществляется по западноевропейской модели, что позволяет принимать в её ряды «коллективных членов». В настоящее время в составе «НАН РК» находятся четыре региональных отделения (в гг. Астана, Шымкент, Усть-Каменогорск, Караганда) и пять представительств (в гг. Кокшетау, Кызылорда, Павлодар, Талдыкурган, Тараз). Организация взаимодействует с научными структурами и отдельными компаниями из США, ЕС, России и Китая, стран-членов «Организации исламского сотрудничества» (ОИС), СНГ, АТР.
Отраслевая наука наиболее развита в горно-металлургической, нефтегазохимической промышленности и сельском хозяйстве. В последние несколько лет зафиксированы достижения в области «зеленой» энергетики.
В начале 2000-х годов в стране начали создаваться бизнес-инкубаторы и технопарки. В докризисный период число бизнес-инкубаторов превысило 50 единиц. В 2008-2010 гг. многие донорские программы были свернуты и указанный показатель сократился более чем в два раза. В 2018 г. несколько крупных бизнес-инкубаторов действовали в гг. Алматы, Шымкент, Астана. В ноябре указанного года введен в эксплуатацию первый в стране бизнес-инкубатор информационных технологий «Astana Hub». По состоянию на 2015/2016 гг. региональные технопарки функционировали в гг. Астана, Алматы, Шымкент, Караганда, Уральск, Усть-Каменогорск, Петропавловск.
В 2004 г. в 6-ти крупных ВУЗах (университетах) созданы научные центры, развернувшие исследования по следующим направлениям: науки о Земле, физика, математика и информатика, химико-технологические, биологические и медицинские науки, общественные и гуманитарные, аграрные науки.
Основная проблема национальной экономики, как и у других участников ЕАЭС, – низкий спрос на инновации. Данная ситуация объясняется рядом причин, в том числе (1) незаинтересованностью предприятий, управляемых иностранным капиталом (они опираются на зарубежные НИОКР, т.е. финансируют зарубежную науку), (2) монопольным положением отдельных национальных компаний, не стремящихся к модернизации производства, (3) высоким ссудным процентом, (4) нежеланием кредитных организаций нести риски, связанные с инновационной деятельностью, (5) слабой производственной базой отраслевой науки, что ограничивает возможности выпуска опытных образцов продукции с целью проведения натурных испытаний, (6) «фрагментарностью» научного пространства, т.е. географическим рассредоточением центров научной и экономической активности, (7) острой нехваткой квалифицированных кадров.
Финансирование науки осуществляется из государственного бюджета, а также в рамках программ, реализуемых международными банками и фондами, коммерческими и некоммерческими организациями. В 2015 г. по сравнению с 2018 г. объем государственной поддержки в форме грантов уменьшился на 43%, а число ежегодно финансируемых проектов - на 49%, что привело к сокращению на 11% численности научных сотрудников и на 2% - научных организаций.
Национальные планы развития нацелены на повышение уровня жизни людей, модернизацию традиционных отраслей, создание высокотехнологичных производств, обеспечение государственной безопасности. В секторальном разрезе приоритетами являются энергетика, химия и нефтехимия, металлурги, пищевая промышленность, транспорт, связь, медицина.
В ближайшие несколько лет предполагается реализовать комплекс мер по созданию «каркаса» цифровой экономики. В перспективе в научно-технологической политике намечено сместить акценты с углеводородного и горно-металлургического секторов на сферу высоких технологий для развития мобильных и мультимедийных, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии, сферы новых источников энергии. Предполагается, что лидером изменений и областью первоочередного приложения инноваций станет государственный сектор. Обобщая цели и задачи среднесрочного и долгосрочного развития, можно сформировать следующий перечень:
- Модернизация традиционных отраслей промышленности на основе технологий 4-го и следующих укладов.
- Создание крупных научно-промышленных групп в приоритетных секторах хозяйства, высокотехнологичных производств с целью расширения несырьевого экспорта.
- Создание цифровой экосистемы, стимулирующей разработку и внедрение новых технологий, развитие ИКТ-инфраструктуры, в первую очередь в сфере государственного управления.
- Развитие инновационной инфраструктуры, трансферт и адаптация технологий, привлечение инвестиций в сферу НИОКР, повышение уровня информированности национальных и зарубежных инвесторов о программах, поддерживаемых национальными технопарками и бизнес-инкубаторами.
- Развитие сфер энергоэффективности и ресурсосбережения, охрана окружающей среды.
- Подготовка высококвалифицированных кадров, обучение и переобучение людей старшего возраста.
- Поиск и утверждение общенациональной идеи как духовной основы устойчивого развития (т.е. научный поиск национальных идеалов, формулировка целей и смыслов жизни общества), модернизация общественного сознания, развитие предпринимательского духа, поддержка частной инициативы.
Киргизская Республика. Открытие филиала «Киргизского отделения Академии наук СССР» состоялось в 1943 г. В 1943-1954 гг. ученые развернули исследования в различных областях знаний. Изучались флора и фауна, история и культура, разрабатывались технологии горной добычи, мелиорации земель в ходе создания ирригационной и гидроэнергетической систем. В 90-е и 2000-е годы в науке и образовании обострились кризисные явления, последствия которых до настоящего времени не устранены.
Современный научный ландшафт состоит из «Национальной Академии наук Киргизской Республики» («НАН КР»), в состав которой входят 20-ть НИИ в основном технической направленности. Приоритетными направлениями работы академических институтов являются энергетика, ИКТ, биотехнологии, приборостроение, добыча полезных ископаемых. Научное сообщество сформулировало следующие цели развития - превращение научного потенциала «НАН КР» в один из основных источников устойчивого роста экономики, воссоздание связей фундаментальной, прикладной науки и производства, разработка организационных и экономических механизмов, обеспечивающих передачу инноваций в промышленность и сельское хозяйство, совершенствование нормативно-правовой базы.
К приоритетным секторам экономики, остро нуждающимся в модернизации, отнесены энергетика, горнодобывающий комплекс и перерабатывающие предприятия, текстильная промышленность. Основные цели и задачи долгосрочного развития страны следующие:
- Создание инновационной инфраструктуры, первоначально нацеленной на заимствование технологий.
- Развитие фундаментальной и прикладной науки, обеспечение внутреннего спроса на результаты деятельности научных организаций.
- Подготовка кадров.
Российская Федерация. Наука и система образования опираются на фундамент, унаследованной от СССР. На научном ландшафте находятся несколько академий наук, академические НИИ, научно-исследовательские центры федерального и регионального значения федеральные исследовательские университеты. Высшим научным учреждением является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук», структура которой создана по научно-отраслевому и территориальному принципам.
Академия наук (РАН) включает 13-ть отделений, сформированных по научным областям и направлениям, и три региональных отделения. Под научно-методическим руководством Президиума РАН находятся более 30-ти филиалов и научных организаций. В стране кроме «РАН» действуют несколько десятков общественных некоммерческих академий наук. Создание «РАН» позволило частично восстановить «разрывы» научного и образовательного пространства, возникшие в 90-х годах. В настоящее время действуют более сорока крупных университетов, обладающих современной научной базой.
Главная цель российской науки – обеспечение «прорывов» в традиционных и перспективных секторах знаний и технологий в приоритетных для государства направлениях. Основными целями являются обеспечение независимости и конкурентоспособности экономики на базе интеллектуального потенциала нации, повышение уровня жизни людей, развитие международного научно-технического сотрудничества. Стратегия развития науки и технологий предполагает сохранение (достижение/обеспечение) лидерства по отдельным направлениям, на традиционных рынках, в новых рыночных нишах, построение целостной государственной инновационной системы.
Усилия правительства сконцентрированы на 12-ти направлениях, включающих в том числе индустрию наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, рациональное природопользование, робототехнические, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерную энергетику. Перечень критических технологий состоит из 27-ми пунктов (НБИКС-технологии, ядерные, водородные, электротехнические, электронные, энергоэффективные, геологоразведочные, ВИЭ-технологии, технологии преобразования органического топлива в энергию и других).
Обобщая цели и задачи долгосрочного развития, можно сформировать следующий перечень:
- Прогнозирование хода вещей в мире, распознавание больших вызовов, анализ и выработка скоординированной государственной политики по их преодолению, выбор/корректировка приоритетных направлений развития науки и техники, экономики и общества.
- Построение целостной государственной инновационной системы, повышение её эффективности с использованием финансовых и нефинансовых инструментов.
- Государственная поддержка научной, научно-технической и инновационной деятельности, соответствующей государственным приоритетам, отвечающей нуждам хозяйства и потребностям общества.
- Развитие фундаментальных исследований в приоритетных секторах и в перспективным направлениях, формирование и реализация российских и международных инфраструктурных проектов класса мегасайенс.
- Создание современной отраслевой науки, способной обеспечить эффективное развитие хозяйства в межотраслевом и межсекторальном формате (т.е. на метаотраслевом уровне).
- Развитие эффективной и взаимовыгодной международной кооперации, дальнейшая интеграция российской науки в глобальную инновационную систему.
- Использование лучшего зарубежного опыта, трансферт иностранных технологий, расширение научного, научно-технического сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами, обладающими необходимыми для России знаниями и технологиями.
- Обеспечение на базе новых знаний и технологий мультипликативного эффекта в хозяйстве, рост вывоза товаров и услуг, конкурентоспособных на зарубежных рынках.
- Поддержка экспорта, в первую очередь – несырьевого, регулирование импорта, обеспечение лидерства в отдельных сферах, направлениях научно-технологической сферы, на традиционных рынках и в новых рыночных нишах.
- Повышение уровня и качества подготовки кадров, в первую очередь – по приоритетным направлениям, развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных специалистов в научной и научно-образовательной сферах, поиск и развитие талантов.
- Создание экосистемы цифровой экономики, развитие соответствующей институциональной среды, инфраструктуры, стимулирование предпринимательской деятельности в сфере высоких технологий с целью повышения конкурентоспособности отдельных отраслей и всей экономики на международных и мировых рынках.
- Энергетический «манёвр» - перевод энергетики в качественно новое состояние, соответствующее целям и задачам социально-экономического развития страны, государственной политике в сфере безопасности, а также программам по сокращению технологической зависимости от импорта в критически важных секторах.
- Диверсификация экспорта топливно-энергетических товаров, укрепление позиций российских энергетических компаний на зарубежных рынках.
- Совершенствование механизмов координации энергетической политики во внешнем контуре с основными участниками мировых энергетических рынков (ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, ЕС, Восточноазиатского экономического сообщества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, АТЭС, ЭСКАТО, с государствами Черноморского, Каспийского и арктического регионов, Северной и Латинской Америки, ОПЕК).
- Формирование общих рынков энергоносителей ЕАЭС, обеспечивающих (1) свободное движение энергоносителей, энергетических услуг и технологий, (2) приток инвестиций в энергетический сектор, (3) единообразие и прозрачность правил недропользования, (4) развитие Северного морского пути в общих интересах.