Тарифное регулирование энергетического сектора США

Матвеев И.Е.

 Исполнительный директор Автономной некоммерческой организации "Международный центр устойчивого энергетического развития" под эгидой ЮНЕСКО (МЦУЭР).


Тарифное регулирование энергетического сектора США

 

Сокращения, используемые в тексте:

ВИЭ – возобновляемые источники энергии

ГРЦ – газораспределительный центр

ГЭС – гидроэлектростанция

ОЭС – объединенная энергосистема



  1. Энергетическое хозяйство: особенности функционирования


Природные запасы топлива и производство энергии. В Северной Америке расположены крупные залежи углеводородов. В структуре мировых доказанных запасов доля США составляет (удельный вес, %): по нефти – 4,0, по газу – 6,5, по углю – 23,3. По формальным расчетам, при текущих уровнях добычи и потребления обеспеченность страны жидким топливом оценивается в 11 лет, газом – 14-25 лет, углем – 360 лет. США являются одними из крупнейших потребителей и производителей энергии в мире, при этом они почти полностью обеспечивают внутренние потребности на основе собственного производства. Нехватка энергоресурсов (производство минус потребление основных видов топливно-энергетических товаров) составляет менее 2% суммарного потребления.

В 2019 г. в расходной части глобального энергобаланса удельный вес США составил 16,2% (для сравнения - в КНР – 24,5%, Индии – 5,5%, России – 5,1%). В указанном году государство занимало первое место в мире по добыче нефти и газа, выработке атомной электроэнергии, третье место – по производству углей и энергии на базе ВИЭ, пятое – по генерации электроэнергии на базе крупных ГЭС.

В стране основными источниками энергии являются углеводороды – нефть, газ и уголь. В 2020 г. в структуре национального энергопотребления их удельный вес находился на уровне 84%. Учитывая данный фактор, можно с большой вероятностью утверждать, что в ближайшие 20-30 лет десятилетий экономика США будет базироваться на углеродной энергетике. Данные, характеризующие национальную структуру потребления энергии по видам ресурсов, представлены ниже на рисунке 1 и в таблице 1.


Структура расходной части США в 2019 г., удельный вес, %.



Энергобаланс США по видам энергоносителей в 2019 г., млн. т н.э.



Ключевыми секторами ТЭК являются нефтяная и газовая отрасли, электроэнергетика. В физическую инфраструктуру входят трубопроводные системы, СПГ-терминалы, электрические сети и аккумулирующие системы (гидроаккумуляторы, солнечно-тепловые аккумуляторы, батареи, маховики и системы сжатого воздуха). На этом материальном фундаменте находится мощная надстройка, предназначенная для регулирования хозяйственных процессов, обеспечения действия рыночных механизмов. Система управления национальной экономикой и энергетикой в том числе базируется на высокоразвитых формальных и неформальных институтах, формирующих благоприятную среду для партнерских отношений государства и предпринимательского сообщества, защиты интересов людей – конечных потребителей товаров и услуг.

Развитие нефтяной отрасли началось в середине XIX века в шт. Пенсильвания усилиями одиночек-энтузиастов. Первые крупные коммерческие продажи керосина, веретенного и других видов масел начались в конце указанного века, что стало стимулом для расширения добычи сырья, в первую очередь на юге шт. Техас.

В настоящее время на территории государства в сфере добычи, транспортировки нефти и газа функционируют несколько тысяч компаний (более 11 тыс. фирм). В основном это частные предприятия, которые эксплуатируют 90% нефтегазовых скважин, производят 80% суммарной добычи нефти и около 90% природного газа, газового конденсата и СПГ. Более 70% данных независимых производителей функционируют 50 лет и более.  Они ориентированы на собственное долгосрочное развитие. Во втором десятилетии наступившего века независимые компании активно инвестировали собственные средства в расширение производства (около 150% денежного потока/cash flow). Все нефтегазовые добывающие предприятия осуществляют производство в частных владениях и/или на участках, находящихся в федеральной собственности (на 87% участков, расположенных на морском шельфе, проведение работ ограничено). Во втором случае фирмы остаются более уязвимыми к ограничениям, которые накладываются государственными органами.

Нефтегазовая отрасль имеет важное значение для национальной экономики. Её вклад в ВВП оценивается в 4%, в ней трудятся около 4 млн. квалифицированных специалистов (в 2010 г. около 97% работников имели высшее образование - не ниже бакалавриата). По различным оценкам, количество занятых в отраслях ТЭК, на смежных производствах, в других связанных с энергетикой секторах, составляет около 40 млн. человек.

Производство нефти ведется в основном частными независимыми производителями-небольшими предприятиями. Более 9 тыс. компаний объединены в «Ассоциацию независимых производителей нефти Америки» (Independent Petroleum Association of America, IPAA). Организация создана в 1929 г. по итогам проведения национальной конференции, состоявшейся по инициативе президента, для определения порядка использования природных запасов углеводородов в интересах экономики США. Ассоциация представляет интересы делового сообщества на различных уровнях государственного управления – в конгрессе, федеральном правительстве, правительствах штатов, надзорных и контролирующих структурах и перед обществом.

В 2020 г. по сравнению с предыдущим годом в сфере добычи ситуация ухудшилась по многим причинам, обусловленным в том числе распространением вируса COVID-19, снижением мировых цен на нефть. При цене нефти ниже 40-45 долл./барр. сектор «чистой» энергетики снижает свою конкурентоспособность и «излишки» финансовых средств, формирующиеся у нефтегазовых компаний США, менее охотно направляются ими на развитие «зеленой» энергетики. Иными словами, уровень в 40-45 долл./барр. нефтегазовые компании страны рассматривают в качестве порогового при разрешении дилеммы планирования – развивать традиционный или «зеленый» бизнес.  

Внутренние цены на нефть и нефтепродукты формируются на базе рыночных механизмов, которые развивались и совершенствовались в течение нескольких десятилетий.

Флагманом отраслевой науки является «Американский институт нефти» (American Petroleum Institute, API), созданный около 100 лет тому назад. Его миссия – развивать сферу безопасности в мировой индустрии, влиять на общественную политику и строго поддерживать ее, обеспечивать жизненные интересы нефтяной и газовой промышленности. Институт поддерживает представителей отраслей ТЭК в конгрессе, федеральных и местных органах управления, разрабатывает стандарты, осуществляет сертификацию продукции, ведет статистический учет, реализует обучающие программы, проводит НИОКР. Многие нормы и технические условия, разработанные институтом, включены в нормативные акты. В настоящее время API контролирует исполнение более 700 стандартов и рекомендуемых процессов (технологических и бизнес-практик).

В XIX в. газ являлся побочным продуктом производства нефти, был относительно дешевым и использовался вблизи мест добычи из-за низкого уровня развития технологий (отсутствовали способы выплавки необходимых сортов стали, а также методы строительства протяженных газопроводов высокой производительности). В начале ХХ в. после широкого распространения газовой и электрической сварки началось строительство газопроводов высокого давления, что позволило доставлять топливо на большие расстояния - в крупные города, на промышленные и другие объекты. Затем с развитием добычи, материальной и торговой инфраструктуры газ превратился в биржевой товар.

В настоящее время газовая промышленность включает:

1. добывающие и  перерабатывающие мощности,

2. компании, специализирующиеся на транспортировке и хранении топлива, торговле СПГ,

3. сети распределения газа.

В 35 регионах добываются следующие виды газообразного топлива:

- природный газ (на газовых, нефтегазовых сухопутных и шельфовых месторождениях) 

- нетрадиционный газ (из сланцевых пород и низкопроницаемых коллекторов, метан угольных пластов).

Продавцы и покупатели могут заключать прямые договоры или приобретать сырье на спотовых рынках (в газораспределительных центрах и на более чем ста торговых площадках). Транспортные компании не имеют прав на торговлю топливом. Подавляющее большинство домохозяйств и коммерческих компаний закупают газ у местных компаний-дистрибуторов, действующих под надзором муниципальных властей и общественных организаций (сообществ потребителей и других).   

В 2020 г. основное производство (около 70% суммарной добычи) осуществлялось на сухопутных месторождениях в следующих пяти штатах (доля в суммарной добыче газа в стране, %): Техас (23,9), Пенсильвания (20,0), Луизиана (9,3), Оклахома (8,5), Огайо (7,7). На морском шельфе в Мексиканском заливе производилось около 3% сырья.

Уголь в качестве топлива использовался в течение многих веков. Начало активной добычи (более 1 млн. т в год) датируется 1830-ми годами (крупный поставщик - шт. Пенсильвания). На современном этапе во многих регионах страны известны месторождения углей различного качества. По данным «Геологической службы США», в стране имеется потенциал расширения ресурсной базы, но это требует проведения новых геологических исследований.

Добыча развита более чем в 23 штатах, открытым способом производится около 60% сырья. Основное производство каменных углей приурочено к Аппалачскому каменноугольному бассейну, где находится подавляющее большинство шахт и карьеров (в этом угольном бассейне максимум добычи был пройден в 20-х годах ХХ века, а в 50-е годы достигнут второй «пик», после чего указанный показатель стабильно снижался; начиная с 70-х годов в США основной прирост производства обеспечивал шт. Вайоминг).

Максимальный уровень добычи достигнут в 2008 г. и затем данный показатель стабильно снижался из-за государственного стимулирования спроса на более экологичное топливо – газ, сужения ресурсной базы угольной отрасли и переключения генерирующих компаний на газообразное топливо в штатах, удаленных от мест добычи энергетических углей. Прогноз производства углей на два-три десятилетия может быть сделан множеством способов, основанных на различных методах разведки и добычи, ограничений на применение данного ресурса и технологических возможностей. В географическом измерении наиболее высоким потенциалом развития обладают шт. Вайоминг и шт. Монтана.

Крупные объекты энергетики, использующие твердое и другие виды топлив, приведены на официальной странице EIA в сети Интернет. Ниже на рисунке 2 представлена схема размещения основных угольных бассейнов США.


Основные месторождения углей в США, 2019 г.



На внутреннем рынке уголь приобретается в основном генерирующим компаниями (около 92% добычи). Потребителями являются также черная и цветная металлургия, химическая, цементная лесная и бумажная, нефтехимическая промышленность, сектор биотоплива. Транспортировка углей от мест производства до потребителей осуществляется железнодорожным, речным и автомобильным транспортом. Экспортно-импортные операции производятся с использованием морских портов.

Цены на уголь определяются на основе долгосрочных контрактов и по итогам реализации топлива на спотовых рынках в отдельных штатах и на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) в ходе торгов срочными (фьючерсными) контрактами (coal future prices). Мониторинг цен и прогнозирование различных показателей рынков осуществляет министерство энергетики. Отчет о состоянии угольной индустрии публикуется на регулярной основе.

В угольной промышленности действуют многочисленные отраслевые и общественные объединения, выражающие интересы лиц, связанных с добычей, экспортом/импортном, транспортировкой и сбытом углей. В их числе National Coal Council, Western Coal Export Council, Coal Trading Association, American Coal Ash Association, American Coalition for Clean Coal Electricity, Carbon Utilization Research Council (CURC), National Mining Association, U.S. Energy Association, Women’s Mining Coalition.

Со стороны государства наблюдение за угольными предприятиями ведут различные структуры, в числе которых можно выделить агентство по охране окружающей среды. Ведомство контролирует выполнение требований стандартов и рекомендаций в части применяемых технологий и допустимого количества вредных выбросов: ртути, хлористого водорода, окиси и двуокиси углерода, диоксинов, оксидов азота, твердых частиц и пепла.

Развитие системы генерации электроэнергии началось в 80-х годах XIX в. В 1882 г. первую электростанцию постоянного тока Pear Station ввело в эксплуатацию предприятие, возглавляемое Т. Эдисоном. В 1896 г. компанией Вестингауз (Westinghouse Electric Co.) построена относительно мощная электростанция Niagara Power Plant по технологиям, предложенным Н. Теслой. Длившаяся в течение нескольких лет так называемая «война токов» завершилась победой переменного тока.

В настоящее время генерация электрической энергии производится на основе различных энергоносителей, в основном – углеводородов. природного газа, углей различных марок, атомной энергии, местных видов топлив и нефтепродуктов, а также ВИЭ (в 2020 г. в суммарной выработке электроэнергии на базе возобновляемых источников на долю ветрогенераторов приходилось 67%, солнечных электростанций – 16%). Структура генерации по видам используемых ресурсов приведена ниже в таблице 2 и на рисунке 3.


Выработка электроэнергии и структура генерации по видам ресурсов в США в 2020 году.


Отпуск электроэнергии в сеть осуществляют различные организации и структуры: инвесторы-владельцы электростанций (57% суммарных поставок), федеральные и местные органы управления (16%), посредники (15%) и кооперативы (12%). Схема размещения генерирующих мощностей на территории страны представлена ниже на рисунке.



Схема размещения генерирующих мощностей на территории США по состоянию на апрель 2021 г.


В США широко применяются системы аккумулирования и хранения энергии. Первая мощная система под названием Rocky River Pumped Storage (действует по принципу ГАЭС) введена в эксплуатацию в 1929 г. в шт. Коннектикут. В 2020 г. суммарная мощность подобных систем превысила 23,2 МВт (в мире - 173,6 МВт). Во втором десятилетии наступившего века на законодательном уровне приняты решения и нормативные акты с целью стимулирования развития сектора путем создания новых систем различных типов, механизмов торговли мощностью и соответствующих рынков. Штатом, лидирующим по количеству проектов, намеченных для реализации в ближайшем будущем, лидирует Калифорния.

Транспортные системы. В энергетическую инфраструктуру страны входят системы, предназначенные для обслуживания товаропотоков, то есть для перемещения/передачи, хранения и распределения топливно-энергетических товаров. К ним относятся газопроводы, нефте- и продуктопроводы, электрические сети, железные и автомобильные дороги, речная и морская транспортные системы, инфраструктура ядерной энергетики и ряд других секторов.

В США создание трубопроводов, предназначенных для транспортировки нефти, началось в XIX веке усилиями энтузиастов-одиночек. Строительство осложнялось низким уровнем развития производительных сил. Трубы изготавливались из дерева, позже - из чугуна, при этом использовался в основном ручной труд. Первые нефтепроводы составили конкуренцию гужевому транспорту и по этой причине они подвергались намеренной порче. В 1870-х годах массовое строительство вела компания «Standard Oil», которая в 1882 г. в различных штатах управляла сетью нефтепроводов суммарной протяженностью 4,8 тыс. км.

Современная система нефте- и продуктопроводов предназначена для транспортировки нефти, газового конденсата и продукции различных переделов от производителей к потребителям. Её суммарная протяженность составляет 190 тыс. миль. Многочисленные и различные по своим техническим параметрам трубопроводы соединяют производителей сырья, нефтеперерабатывающие заводы и химические предприятия, хранилища, другие объекты (рисунок 4).


Схема трубопроводов США, предназначенная для транспортировки нефти и нефтепродуктов.



Газопроводный транспорт развивался в схожем ключе. Первый газопровод начал действовать в 1820-е годы г. в шт. Нью-Йорк. Он находился в частной собственности, как и многие другие газотранспортные системы и сети, построенные в последующий период. В 1836 г. в шт. Пенсильвания вблизи г. Филадельфия создана первая сеть газопроводов, принадлежащих муниципалитету, а в 2020 г. в стране функционировали более 900 газотранспортных систем, управляемых на коллективной основе (public gas systems). Предпринимательская активность владельцев систем, нацеленных на максимизацию прибыли, привела к искажению конкурентной среды. Для борьбы с монополистическими тенденциями в отрасли в 1938 г. принят первый федеральный закон (Natural Gas Act), регулирующий вопросы, связанные с транспортировкой, торговлей и распределением топлива. Его требования являлись обязательными для выполнения всеми хозяйствующими субъектами вне зависимости от их территориальной принадлежности.

В 2020 г. суммарная протяженность газопроводов оценивалась в 2,4 млн. миль. Они предназначены для транспортировки газа от промыслов, морских и речных портов, хранилищ газа до крупных потребителей и сбытовых компаний, а также распределения топлива (рисунок 5). 


Схема газопроводов США.



Торговля газом осуществляется различными способами, в том числе путем обмена активами (на основе своп-контрактов). Территория США разделена на несколько торговых секторов. Торговля ценными бумагами (контрактами и деривативами) осуществляется более чем в 120 центрах (ГРЦ и торговых площадках различного типа). Крупным, наиболее ликвидным в США (и широко известным в мире) газовым ГРЦ является «Генри Хаб» (Henry Hub), расположенный в шт. Луизиана. Всего в стране действуют более 30 физических газовых хабов. Каждый из них представляет элемент реальной газотранспортной инфраструктуры, а не виртуальную торговую площадку (рисунок 6).


Крупнейшие торговые центры газом в США.


Развитие трубопроводного транспорта осуществляется под надзором государственных органов различных уровней и общественных организаций. Американский подход к регулированию данного сектора представляет сочетание метода минимальных требований безопасности к оборудованию трубопроводной системы и метода регулирования деятельности оператора.

Важным элементом системы управления энергетикой страны являются добровольные объединения людей – производителей, посредников и потребителей топливно-энергетических ресурсов. Многие владельцы муниципальных газораспределительных систем (natural gas local distribution companies) объединены в крупную некоммерческую «Американскую общественную газовую ассоциацию» (American Public Gas Association), которая представляет интересы участников в конгрессе, министерствах и ведомствах, участвует в разработке энергетической политики, нормативных актов, проводит семинары, обучающие мероприятия.

В США действует «Американская газовая ассоциация» (American Gas Association). Она управляется советом, состоящим не менее чем из 35 директоров, и действует в интересах предприятий, занимающихся распределением газа в США. Членами ассоциации являются также компании, осуществляющие производство и транспортировку биогаза (renewable natural gas), вырабатываемого на основе продукции животноводства и растениеводства, и водорода, производимого на базе ВЭУ и СЭС.         Ограниченное участие в работе ассоциации могут принимать транспортные компании США, транспортные и газораспределительные предприятия Канады и Мексики, представители СПГ-индустрии, торговые посредники.

Еще одним важным отраслевым объединением является «Межгосударственная ассоциация природного газа Америки» (The Interstate Natural Gas Association of America, INGAA). В ее состав входят 26 представителей наиболее крупных в Северной Америке газопроводных систем, расположенных на территории США и Канады и суммарной протяженностью трубопроводов более 200 миль. Основными задачами ассоциации являются поддержка торговли природным газом, защита интересов своих членов, разрешение вопросов, связанных с техническим и административным регулированием. На федеральном уровне ассоциация контролируется двумя органами: «Федеральной комиссией по регулированию энергетики» - по экономическим вопросам регулирования и министерством транспорта в лице «Управления безопасности трубопроводов и опасных веществ» (Pipeline and Hazardous Material Safety Administration) - по вопросам безопасности объектов (управление является ответственным за регулирование и обеспечение безопасности транспортировки опасных материалов с использованием всех видов и моделей транспорта, включая трубопроды).

В газовой отрасли функционирует «Газовый технологический институт» (Gas Technology Institute, GTI), созданный в 1941 г. Данная организация проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, оказывает консультационные услуги, поддерживает деятельность предприятий – клиентов на основе двустороннего и многостороннего сотрудничества, проводит обучение и аттестацию работников отрасли, ведет учет статических данных, публикует аналитические материалы.

Силовые сети обеспечивают передачу электрической энергии, вырабатываемой установками, которые различаются по мощности, типу применяемого оборудования и используемых ресурсов, а также неравномерно размещены на территории страны. Сетевое хозяйство разделено на пять частей - три крупных и два небольших сегмента. Крупные сетивосточная (Eastern Interconnection, ERCOT), западная (Western Interconnection) и сеть шт. Техас (Texas Interconnection). Они синхронизированы на частоте 60 Гц. Восточная сеть объединяет производителей и потребителей США, Канады (пров. Квебек) и часть мексиканской пров. Нижняя Калифорния. Две небольшие изолированные сети находятся на северо-западе и соединены линией электропередачи Alaska Interconnections и еще одна расположена на Гавайский островах.

Управление электрическими сетями осуществляют независимые системные операторы (ISO) и региональные операторы передачи электроэнергии (RTO). Операторы используют сложные модели оптимизации для выбора заявок и установления оптовых цен (на рынке «на сутки вперед» и в других случаях). Генерирующие компании получают от операторов команды, которые являются обязательными к исполнению. Нарушители могут нести материальную ответственность в виде штрафа.

На территории США имеются несколько рынков электроэнергии различных по географическому охвату (могут включать один или несколько штатов), действующим стандартам и механизмам торговли, количественному и качественному составу участников и иным показателям. Регулирование рынков электроэнергии осуществляется на федеральном и местном уровнях. Оптовая торговля электроэнергией ведется более чем в 20 центрах и точках доставки, распределенных по территории США. Схема электроэнергетических сетей страны представлена ниже на рисунке 7.


Схема основных электроэнергетических сетей США.


В перспективе намечено модернизировать и перестроить сетевое хозяйство с целью повышения уровня интеграции всех ее частей, создания национальной «умной» энергетической системы (smart grid).

В электроэнергетике созданы многочисленные общественные объединения, в том числе «Американская общественная электроэнергетическая ассоциация» (Аmerican Public Power Association), «Электроэнергетическая ассоциация» (Electricity Association), «Ассоциации предприятий электроэнергетики и газоснабжения» (Еlectric and Gas Utility Associations), Ассоциация предприятий солнечной энергетики (Solar Energy Industries Association, SEIA), «Ассоциация предприятий-накопителей энергии» (Energy Storage Association, ESA) и ряд других.

Основные ассоциации США, действующие в сфере энергетики, представлены ниже в таблице 3.


Основные ассоциации в сфере энергетики США по состоянию на 06.07.2018 г.



  1. Регулирование энергетики США: структура и система


Регулирование энергетического хозяйства осуществляется на двух уровнях: на федеральном и местном (на уровне штатов и муниципалитетов). Процесс регулирования и контроля охватывает правовую, техническую социально-экономическую и другие сферы хозяйствования.

Федеральные органы управления. На федеральном уровне контроль осуществляют следующие ведомства: министерство энергетики (Department of Energy, DOE), министерство транспорта (Department of Transportation, DOT), «Агентство по защите окружающей среды» (Environmental Protection Agency, EPA), «Федеральная комиссия по регулированию энергетики» (Federal Energy Regulatory Commission, FERC). В своей работе указанные организации сотрудничают с государственными и иными, в том числе независимыми организациями, иногда передавая им часть функций.

Министерство энергетики создано в 1977 г. с целью консолидации примерно 30-ти функций, ранее выполнявшихся разрозненными государственными ведомствами. Министерство отвечает за выполнение следующих основных мероприятий:

-выполнение национального энергетического плана (national energy plan);

-реализацию внутренней долгосрочной энергетической политики;

-проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- разработку ядерного оружия;

-нормативное регулирование (правовое, техническое, этическое);

-сбор и анализ статистических данных.

Начиная с 2000-х годов приоритетами министерства являются государственная безопасность, охрана окружающей среды, ядерная безопасность, научные исследования, разработка и внедрение новых технических решений. Ведомство осуществляет контроль четырех основных секторов: газовая и нефтяная отрасли, гидроэнергетика, электроэнергетика.

В структуре министерства находятся «Бюро по ископаемому топливу» (Оffice of fossil energy) – прообраз министерства энергетики (создано в 1900 г.), «Комиссия по ядерному надзору» (Nuclear Regulatory Commission), курирующая  вопросы безопасности атомных реакторов и радиационной защиты, и независимое агентство «Управление энергетической информации» (Energy Information Administration, EIA), которое публикует статистические данные, сведения, отчеты, прогнозы и другие аналитические документы.

Министерство транспорта (Department of Transportation, DOT) создано в 1966 г. (официальная деятельность началась в 1967 г.). Миссия ведомства заключается содействии развитию транспорта с тем, чтобы в США действовала наиболее безопасная, эффективная и современная транспортная система в мире, которая способствует росту экономики, повышает ее конкурентоспособность, улучшает качество жизни в сельских и городских сообществах.

В структуре министерства имеются различные подразделения. С точки зрения энергетики интерес представляет агентство «Совет по наземному транспорту» (Surface Transportation Board, STB). Совет осуществляет надзорные функции и разрешает споры участников наземной транспортной сети. В основном агентство сосредоточено на контроле железнодорожного транспорта, а также  автомобильных перевозчиков грузов и людей, неэнергетических трубопроводных систем и других видов транспорта и экономической деятельности. В ежегодных отчетах агентства приводятся примеры наблюдений за рынками перевозок и разрешения споров между перевозчиками и энергетическими компаниями. Приведем некоторые из них.

В 2009 г. отраслевая ассоциация Western Fuels Association и компания Basin Electric Power Cooperative обратились с жалобой на ж/д перевозчика BNSF Railway Company. В ходе разбирательств STB установило, что расценки на транспортировку угля для коммунальных нужд были завышенными и постановило их снизить. В 2012 г. в шт. Аризона местная энергетическая компания, получающая уголь по единственно возможному железнодорожному маршруту, пожаловалась на необоснованно высокую стоимость перевозки. Агентство вынесло решение в пользу истца и предписало владельцу ж/д ветки выплатить компенсацию и снизить ставку тарифа.

В 2019 г. агентство продолжало вести негласный мониторинг за поведением ж/д перевозчиков в различных штатах. В ходе этой работы некоторым ж/д компаниям ведомство рекомендовало обсудить изменения их экономической политики с заинтересованными сторонами. В ряде случаев перевозчики еженедельно докладывали агентству о ходе решения поставленных вопросов. Нефтяная компания Ameropan Oil Corp пожаловалась на высокую стоимость транспортировки нефти фирмой Canadian National Railway. По итогам разбирательств канадское предприятие приняло решение применить пониженный тариф в течении пяти дней в неделю.

Министерство юстиции в лице «Антимонопольного агентства» (Antitrust Division, AD) осуществляет контроль над общей ситуацией в энергетике – следит за проведением торгов, слияниями и поглощениями, разрешает споры, противодействует коррупции в рамках гражданского, уголовного и иных видов права.

  Формирование системы государственной природоохранительной политики началось в начале ХХ века при президенте Т. Рузвельте. В начале ХХ века в течение нескольких десятилетий созданы национальные службы и бюро, занимающиеся защитой окружающей среды и людей от негативных факторов. В настоящее время деятельность по охране окружающей среды возглавляет независимое «Агентство по защите окружающей среды» (образовано в 1970 г.). Данное агентство не входит в структуру государственных органов и напрямую подчинено президенту, что и определяет его независимость. Основными задачами EPA являются разработка стандартов, контроль за их внедрением и исполнением, что позволяет управлять рисками, связанными с загрязнением воздуха, почв и воды, возникновением и распространением токсичных, радиационных и других опасных отходов, выбросов, проведение НИОКР.

Надзорную функцию в энергетике выполняет независимое агентство «Федеральная комиссия по регулированию энергетики» (ранее секторы электроэнергетики и газовый сектор контролировала Federal Power Commission, созданная в 1920 г.). Регуляторные полномочия FERC распространяются на трубопроводный транспорт, сектор передачи электроэнергии, оптовую торговлю нефтью, газом и электроэнергией. Ключевыми задачами комиссии являются:

- регулирование передачи электроэнергии между штатами и оптовой торговли на региональном уровне;

- наблюдение за слияниями и поглощениями, корпоративными трансакциями в электроэнергетике;

-  регулирование сферы транспортировки газа и оптовой торговли на региональном (между штатами) уровне;

- регулирование сферы транспортировки нефти по трубопроводам, проходящим через территорию нескольких штатов;

- утверждение планов размещения и ликвидации газопроводов, проходящих через территорию нескольких штатов, и хранилищ природного газа;

- рассмотрение заявок на реализацию проектов по передаче электроэнергии в особых случаях (ограниченных обстоятельствах);

- контроль безопасности и надежности терминалов СПГ (проектируемых и действующих);

- ведение лицензионной работы в гидроэнергетике (контроль частных, муниципальных и государственных гидроэлектростанций и проектов);

- обеспечение надежности высоковольтных линий передачи электроэнергии, размещенных на территории нескольких штатов, путем разработки и внедрения обязательных стандартов надежности и контроля их исполнения;

- анализ энергетических рынков (на постоянной основе);

- обеспечение выполнения нормативных требований FERC путем надзора с правом наложения штрафов и применения других мер;

- контроль вопросов, связанных с экологией, в отношении энергетических проектов в гидроэнергетике, в сфере транспортировки газа;

- регламентация правил бухгалтерского учета и финансовой отчетности, осуществление соответствующего контроля;

- мониторинг ситуации на рынках энергоносителей, контроль поведения их участников.  

Независимость FERC определяют следующие обстоятельства. Руководящий орган комиссии состоит из пяти комиссаров, в числе которых запрещено находиться трем представителям одной политической партии. Члены FERC назначаются президентом и утверждаются сенатом. Решения комиссии имеет право рассматривать только суд, а не президент и конгресс. В процессе служебной деятельности и в ходе рассмотрения рабочих вопросов комиссарам и работникам FERC запрещается вести обсуждения с частными лицами (принцип «ex parte»). Федеральная комиссия осуществляет следующие виды деятельности:

- регулирование тарифов и условий (в части услуг) по передаче электроэнергии между штатами, оптовой торговли электроэнергией на региональном уровне, согласно закону Federal Power Act;

 - регулирование тарифов и условий (в части услуг) в сферах транспортировки газа по трубопроводам, хранения топлива и оборота СПГ (комиссия сертифицирует новые объекты, выдает разрешения на эксплуатацию действующих, согласно законам Natural Gas Act 1938, Natural Gas Policy Act of 1978);

- регулирование тарифов и условий в части услуг на транспортировку нефти по трубопроводам между штатами, согласно закону Interstate Commerce Act

- контроль деятельности ГЭС (инспектирование, лицензирование объектов), согласно закону Federal Power Act

- сертификацию объектов энергетики на предмет выполнения установленных требований с присвоением статуса «соответствующий объект», согласно закону Public Utility Regulatory Policies Act of 1978;

- контроль бурения скважин, работ по электрификации объектов, относящихся к категории общественно значимых, связанных с жилищно-коммунальными услугами.

В структуре федеральной комиссии находится «Центр обмена и анализа электроэнергетической информации» (Electricity-Information Sharing and Analysis Center, E-ISAC), который предлагает услуги безопасности владельцам и операторам энергосистем в Северной Америке. Услуги центра включают анализ угроз кибербезопасности, физической безопасности, обучение и передачу специальных знаний в области кибербезопасности, совместную работу по обеспечению физической безопасности и другие меры. Указанный центр действует в сотрудничестве с министерством энергетики, «Департаментом внутренней безопасности» (Department of Homeland Security, DHS), иными государственными и частными структурами. Власть и полномочия FERC превосходят власть и полномочия региональных ведомств и органов.

Структура государственного регулирования энергетическим хозяйством на федеральном уровне представлена ниже на рисунке 8.

Структура государственного регулирования энергетикой США на федеральном уровне.



Комиссия FERC совместно с правительством Канады управляют международной «Североамериканской корпорацией по обеспечению надежности электросистем», расположенных на территории США и Канады (North American Electric Reliability Corporation, NERC). В свою очередь NERC координирует разработку стандартов надежности и осуществляет технический контроль, проводит на постоянной основе мониторинг текущей деятельности хозяйства, ведет аналитическую работу, выпускает отчеты и прогнозы (краткосрочные - на лето и зиму, долгосрочные - на ближайшие 10 лет), занимается подготовкой и переподготовкой персонала, сертификацией работников.

В состав NERC входят шесть региональных советов по надежности электроснабжения: «Организация по надежности систем Среднего Запада» (Midwest Reliability Organization, MRO), «Северо-Восточный Координационный Совет по электроэнергетике» (Northeast Power Coordinating Council, NPCC), «Надежность прежде всего» (ReliabilityFirst, RF), «Корпорация надежности SERC» (SERC Reliability Corporation, SERC), «Техасское подразделение по надежности» (Texas Reliability Entity, Texas RE), «Западный координационный совет по электроэнергетике» (Western Electricity Coordinating Council, WECC).

Регулирование электроэнергетики на местном уровне. В США штаты обладают сильной властью. На региональном уровне действуют комиссии по коммунальному обслуживанию, статус, официальное название и перечень полномочий которых различны. В сферу компетенции локальных властей входит, как правило, транспортировка, торговля и распределение топливно-энергетических товаров, организация коммунальных услуг на своей территории.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ


Нет комментариев
Добавить комментарий