+7 926 956-15-71
+7 495 641-04-26

Тарифное регулирование отраслей ТЭК США

Первая часть статьи


Матвеев И.Е. Исполнительный директор МЦУЭР


Тарифное регулирование отраслей ТЭК США


            В США, как и в любой другой стране, развитие регуляторной сферы происходило в условиях изменения политической и экономической конъюнктуры. В период от Гражданской войны (American Civil War) до II Мировой войны процесс государственного регулирования характеризовался как действия «резкие, зачастую эмоциональные, иногда как инструмент экономической или политической борьбы». Затем регуляторная среда постепенно менялась.

Выделяют три основных фазы развития: (1) зарождения и становления, (2) судебная (тарифы и методики расчетов являются предметом разбирательств) и (3) административная (регулирование уровня цен, ценообразование, при котором восполняются затраты компании, обратные аукционы для получения субсидий на оказание услуг, обязательное возмещение не окупаемых затрат).

В настоящее время регулирование секторов естественных монополий осуществляется на федеральном и местном уровнях. На принятие управленческих решений влияние могут оказывать конгрессмены, представители-лобби, научно-исследовательские организации (API, GTI и другие), отраслевые ассоциации и иные объединения (экспертов, потребителей и другие). В фокусе государственного и общественного внимания находятся ценовая политика и тарифы, порядок и качество оказания услуг, планы развития компаний. Вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды, подлежат регулированию и контролю по линии соответствующих государственных структур, агентств, общественных защитников, частных активистов.

Основной задачей государственного регулирования являются, во-первых, защита общественных интересов. Во-вторых, обеспечение деятельности коммерческих предприятий. В общественном сознании закреплен следующий принцип: предприниматели (в данном случае - компании отраслей ТЭК и связанных с ними секторами) добровольно принимают на себя обязательства по качественному обслуживанию потребителей и обеспечению надежности поставок товаров и услуг, а органы власти и представители других структур (независимых агентств, общественных организаций, отраслевых ассоциаций) стремятся к созданию условий, позволяющих деловому сообществу компенсировать расходы, которые обусловлены выполнением соответствующих задач.

В сфере права соглашение между уполномоченными государственными органами и предприятиями называется нормативным договором (regulatory compact). Его смысл ее заключается в том, что регулирующий орган определяет порядок действия инфраструктурной компании (как правило, в электроэнергетике и газовой сфере) на ограниченной территории. Иными словами, регулятор предоставляет предприятию возможности и права (подобно франшизе) на продажу и распределение электроэнергии или природного газа потребителям конкретного региона, при этом устанавливает верхнюю границу прибыли.  

Газовая отрасль. В начале ХХ века с расширением географии торговли газом появился общественный запрос на регулирование вопросов, связанных с транспортировкой топлива между штатами и сбытом газа потребителям (в части цен и условий ведения дел). В 1907 г. первые надзорные комиссии сформированы в шт. Нью-Йорк и шт. Висконсин, а в 1911-1928 гг. подобные органы созданы во многих регионах. В период с 20-х по середину 30-х годов ХХ века в стране добыча и потребление газа увеличивалось высокими темпами, при этом усилилась зависимость потребителей, в первую очередь проживающих в крупных городах, от производителей топлива и владельцев газораспределительных сетей.

В 1935 г. «Федеральная комиссия по торговле» (The Federal Trade Commission, 1914), предназначенная для защиты потребителей и развития конкуренции, рекомендовала поставить под государственный контроль вопросы транспортировки газа между штатами. В 1938 г. Конгресс принял первый «Закон о газе» (Natural Gas Act, 1938), закрепивший необходимость применять соответствующие тарифы.

В 50-х годах наметился рост цены на газ у производителей. Сбытовые компании были вынуждены обратить внимание властей на эту ситуацию. В 1954 г. Верховный суд США в рамках спора «Филлипс Петролеум против Висконсина» вынес решение о том, что регулирование торговли газом (между штатами, включая перепродажу), добытым независимыми производителями, является недостаточным и федеральное правительство должно обеспечить контроль цен на этапе добычи «у устья скважин».

В 1954-1960 гг. «Федеральная комиссия по торговле» работала с производителями газа на индивидуальной основе, но этот подход себя не оправдал по причине значительного количества добывающих компаний. В 1960 г. принято решение унифицировать ставки, т.е. установить максимальное значение цены на газ «у устья скважины» по географическому принципу (территория страны разделена на пять тарифных зон). Процесс оказался долгим и через 10 лет всего в двух тарифных зонах работа надзорных органов была выполнена полностью, при этом для многих производителей цены были зафиксированы на уровне 1959 г.

В 1974 г. комиссия отменила ранее принятые решения и установила новые предельные цены на газ, поставляемый по региональным трубопроводам. Эта система тарифного регулирования сохранилась до принятия в 1978 г. закона Natural Gas Policy Act. Образованная в 1977 г. федеральная комиссия FERC продолжила осуществлять регулирование тарифов на межрегиональную транспортировку, при этом действовала осторожно, опасаясь разбалансировать рынки газа внутри штатов. В 60-е и 70-е годы низкие цены на топливо стимулировали потребление, несмотря на ограниченное предложение. В этот период производственные компании смогли нарастить инвестиции в разведку месторождений и добычу сырья. В конце 70-х годов широкое распространение получили контракты, основанные на принципе «бери и/или плати».

Принятые меры привели к росту доходов по всей производственно-сбытовой цепочке, но рыночная ситуация изменилась. В 1980-1985 гг. цены на газ выросли, спрос уменьшился. Развитие распределительных сетей и механизмов торговли привело к тому, что многие конечные покупатели стали приобретать пакет «товар плюс услуги» и усилили давление на газовые компании, стремясь снизить свои затраты. Промышленные предприятия и генерирующие объекты нашли выход – они начали закупать топливо непосредственно у производителей или переходить на уголь, что способствовало изменению рыночной ситуации, искажению конкурентной среды (проявились монополистические тенденции, элементы сговора, коррупции).

Реагируя на сложившуюся обстановку, ведомство FERC в 1985 г. утвердило правила (Order №436), согласно которым были зафиксированы нижняя и верхняя границы тарифов на транспортировку газа между штатами. Владельцы газотранспортных сетей начали предлагать свои услуги не узкому кругу поставщиков, а всем желающим участникам, в том числе агентам, закупающим топливо на спотовых рынках. Контракты, основанные на принципе «бери и/или плати», стали менее популярными. Широко распространилась модель ценообразования «нетбэк», способствовавшая сокращению затрат на стороне покупателя. Рыночные отношения перешли на следующий уровень развития и инструкция Order №436 получила название Open Access Order.

В последующие годы законодатель ослабил регулирование путем принятия федерального закона о деконтроле (Natural Gas Wellhead Decontrol Act, 1989).

В 1992 г. комиссия FERC ввела в оборот инструкцию Order №636, которая завершила давно идущий процесс разделения видов предпринимательства. Владельцев инфраструктурных объектов обязали выделить в отдельные статьи услуги по транспортировке, хранению и продажам. Данная мера усилила конкуренцию, позволила участникам рынков осуществлять выбор контрагентов исходя из ценовых и иных соображений.

Что касается компаний, занимающихся транспортировкой, хранением и продажей газа на территории нескольких штатов, то, согласно инструкции Order 636, им предписано:

1. разделить виды деятельности еще и по географическому принципу, создав местные независимые филиалы,

2. оказывать услуги по транспортировке газа между штатами и его хранению на основе принципа «без уведомления» (no-notice transportation),

3. не взимать штрафы при транспортировке в случае поставок с целью обеспечения пиковых потребностей в топливе,

4. вести учет пропускной способности трубопроводов в рамках «программы высвобождения мощностей» для предоставления свободных мощностей заинтересованным пользователям инфраструктуры (газотранспортные компании обязаны вести электронные доски объявлений, доступные для всех участников без ограничений, при этом клиенты могут приобретать или брать в аренду свободные мощности друг у друга).

Начиная с января 1993 г. FERC ввела понятие «первые продажи» (first sales), на которые полностью отменены законодательные ограничения «у устья скважины». К этой категории отнесены следующие сделки по продаже газа:

- в целях транспортировки по газопроводу;

- местной дистрибьюторской компании для распределения топлива потребителям (на территории штата);

- местному конечному пользователю.

Отметим, что к категории «первой продажи» не отнесены продажи газа, транспортируемого по территории нескольких штатов или для экспорта.

Таким образом, в последние тридцать лет ХХ века в газовой отрасли государство проводило последовательную, системную и иногда жесткую политику по развитию конкуренции, противодействию действиям, направленных на манипулирование рынками (в части цен, доступа к инфраструктуре и т.д.). В начале ХХI века регулирование сектора обрело твердые контуры.

В настоящее время цепочка поставок природного газа, несмотря на реструктуризацию отрасли (разделение по видам деятельности) и снятие многих регуляторных норм, находится под жестким надзором государственных и независимых органов с целью противодействия негативным проявлениям монопольной власти компаний, поддержания надежности и эффективности функционирования рынков природного газа. Добывающие предприятия получают необходимые разрешения и рекомендации на этапе подготовки к освоению участков, а цены на продукцию соотносят с понесенными затратами и рыночной ситуацией.

Прямое регулирование распространяется только на секторы транспорта и распределения. Государством в лице FERC контролируются тарифы на оказание услуг по транспортировке газа между штатами, включая параметры доступа клиентов к газопроводной системе. В каждом штате действует государственная комиссия по коммунальным услугам, регулирующая тарифы и бизнес-процессы местных распределительных компаний, контролирующая вопросы строительства инфраструктурных объектов для обеспечения безопасности поставок газа.

В США и Канаде 100% оптовых цен определяются по принципу «конкуренция газ-газ» (GOG), т.е. топливо продается по рыночной цене, на основе спотовых сделок или с ориентировкой на долгосрочные контракты. В Мексике действует аналогичный принцип, но малые объемы топлива реализуются без установления цены (значительно ниже себестоимости). Внутри категории GOG выделяются три основных типа сделок:

- регулярные торги со ссылкой на показатели газораспределительных центров (ГРЦ)-хабов (центры торгов могут быть физическими или виртуальными, сделки - суточными, еженедельными, ежемесячными, ежеквартальными, сезонными, годовыми. К данной категории относятся также долгосрочные контракты, опирающиеся на ценовые показатели ГРЦ, в США – это Henry Hub, создан в 1990 г.);

- двусторонние сделки на рыночной основе без ориентировки на ГРЦ (торговля на двусторонней основе в России, Австралии, Аргентине);

- спотовая торговля СПГ в местах, где отсутствуют ГРЦ, отражающая соотношение спроса и предложения.

Структура торговли газом на оптовых рынках Северной Америки и других регионов мира в зависимости от вида ценообразования представлены ниже в таблице 1.



Механизмы формирования оптовых цен на газ в основных регионах мира и объемы потребления топлива в 20


Примечание. OPE - привязка в стоимости нефти, GOG – газ-газ конкуренция, BIM – один продавец и один покупатель, NET - по формуле netback, RCS - регулирование: стоимость услуги, RSP – регулирование на социально-политической основе, RBC – регулирование: цена ниже стоимости, NP – без цены – газ поставляется бесплатно, NK – данные отсутствуют.



При рассмотрении порядка (цепочки) поставок газа от производителей или импортеров до конечных потребителей можно выделить несколько этапов формирования цен:

-  цена у устья скважины (отражает издержки, понесенные до этапа транспортировки, и включает стоимость добычи, очистки и подготовки, соответствующие налоги);

- цена на сетевой газ: цена на границе (цена трубопроводного газа в точке пересечения границы или в точке разгрузки СПГ-танкера; цены на сетевой газ и СПГ публикуются на регулярной основе «Администрацией энергетической информации», агентством «Евростат», «Международным энергетическим агентством», подразделениями «Всемирного банка», другими организациями);

- цена СПГ: цены FOB (Free On Board) и DES (Delivery Ex-Ship);

- цена, фиксируемая на ГРЦ (хабе);

-цена на входе в город (citygate price) – только для США;

- цена для конечных потребителей.

Отметим, успешность функционирования ГРЦ (хаба) определяется несколькими основными факторами, в том числе наличием в регионе (1) добычи газа, (2) масштабных центров потребления, (3) разветвленной физической инфраструктуры - трубопроводов, СПГ-терминалов, хранилищ газа, (4) спотового рынка с высокой ликвидностью, (5) фьючерсного рынка с длительным сроком погашения (несколько лет вперед) с целью управления финансовыми рисками, (6) значительного числа участников торгов. В ином случае газораспределительный центр будет слабым и в значительной степени управляемым извне, т.е. будет зависеть от ситуации в развитых ГРЦ.

Иными словами, эффективность ГРЦ, как пункта обмена правом собственности на товар, значительно повышается при его объединении с биржой - рыночной площадкой, на которой реализуются товары одного или нескольких хабов. В США важными условиями являются также минимальное присутствие государства в отрасли, низкий уровень регулирования оптовых рынков, разделение производства по видам деятельности (на сектор добычи и транспортировку), свободный доступ третьих лиц к инфраструктуре, возможность участия в торгах финансовых институтов, высокий уровень раскрытия информации и прозрачность действий участников рынка.

             Нефтяная отрасль. Во второй половине ХХ века на мировом рынке нефти на цену сырья оказывали влияние страны-члены ОПЕК путем регулирования объема добычи картелем. В последние 35 лет ситуация изменилась в связи с (1) переключением крупнейшего мирового импортера США на ввоз сырья из близлежащих регионов, ростом внутренней потребности государства в тяжелой нефти и расширением собственной добычи в наступившем столетии, (2) увеличением производства сырья в Латинской Америке и Западной Африке, (3) нестабильностью ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, (4) скачкообразным увеличением спроса в АТР, (5) удержанием от резкого спада производства в Северном море, обеспечивающем нужды стран объединенной Европы. В международной системе торговли произошла перенастройка механизмов в связи с изменением добычи основных маркерных сортов «WTI» и «Brent», а также аравийской нефти «Dubai».

В США до середины 80-х годов в нефтяной отрасли процесс ценообразования опирался на показатели внутренних спотовых рынков. Затем возросла роль бирж NYMEX (г. Нью-Йорк), «IPE» (г. Лондон), где активно развивалась торговля срочными контрактами и деривативами. В период до 2000-х годов в формулах, используемым для расчёта цена ввозимой нефти, использовалась цена нефти Alaskan North Slope (ANS), но постепенно указанный показатель был заменен ценой западно-техасского сырья WTI.

В настоящее время стоимостные индикаторы формируются в основном в структурах Intercontinental Exchange и на бирже NYMEX, входящей в CME Group. Для предприятий США ключевыми рыночными показателями являются цены маркерных сортов WTI и Brent.

Отметим, структура «Межконтинентальной биржи» (Intercontinental Exchange, ICE) – это сеть бирж и клиринговых палат для финансовых и товарных рынков США, Канады и Европы, крупнейший в мире оператор срочного рынка. На площадках ICE сосредоточено 50% мировых объемов торгов фьючерсными контрактами на нефть и нефтепродукты. На рынках ICE определяются/отражаются эталонные цены для биржевых товаров, в том числе на нефть марки Brent, газ (Henry Hab) и т.д.

В Северной Америке биржевая сеть ICE является местом крупной внебиржевой торговли (over the counter). На платформе ICE выполняются соответствующие транзакции, а внебиржевые участники - крупные энергетические компании, финансовые институты, нефтеперерабатывающие предприятия, электростанции, коммунальные, химические и транспортные компании, банки и хедж-фонды.

Группа «Чикагской товарной биржи» (CME Group Inc.) - крупнейшая североамериканская площадка по торговле деривативами. В 2008 г.  в ее состав вошла NYMEX Holdings - дочерняя компания Нью-Йорской товарной биржи. В 1980-х гг. именно на NYMEX впервые появились первые контракты на нефть марки WTI (West Texas Intermediate light sweet crude oil) в качестве реакции на расширение антиколониального движения на Ближнем и Среднем Востоке и последующие нефтяные шоки 70-х годов. В сфере энергетики для рынков США эталонными продуктами являются следующие: WTI Crude (западно-техасская нефть используется для внутреннего производства нефтепродуктов), Henry Hub Natural Gas, Brent Crude, RBOB Gasoline и другие.

Управление энергетической информацией (EIA) выделяет семь факторов, влияющих на внутренние цены нефти в США и нефтепродуктов, ведет соответствующий мониторинг и публикует результаты исследования. Обновление данных производится один раз в месяц, по некоторым позициям – один раз в квартал. Ниже в таблицах 2 и 3 представлены показатели, которые отслеживает и анализирует ведомство в ходе данной работы.



Семь факторов, влияющих на цену нефти в США



Шесть факторов, влияющих на цену нефтепродуктов на рынке США

Основные планы развития энергетического хозяйства и регуляторной среды США

План развития чистой энергетики. В 2015 г. команда президента Б. Обамы и «Агентство по защите окружающей среды» (United States Environmental Protection Agency, EPA) представили «План развития чистой энергетики» (Clean Power Plan), предусматривающий снижение выбросов двуокиси углерода генерирующими объектами с целью борьбы с изменением климата, повышения гибкости систем генерации, увеличения надежности национальной системы электроснабжения. Документ был принят и вступил в законную силу. Согласно плану, реализация экологической политики позволит ускорить внедрение «чистых» технологий. Для интенсивного расширения мощностей «зеленой» энергетики требуется 1) внедрить новые более жесткие нормы и требования, регламентирующие выбросы СО2 в секторе генерации, в первую очередь со стороны тепловых электростанций, сжигающих ископаемое топливо и использующих паровые турбины, а также установок с комбинированным циклом газовой турбины (natural gasfired combined cycle), 2) стимулировать приток инвестиций в ветровую и солнечную энергетику, сферу энергоэффективности. 

На уровне штатов, согласно Clean Power Plan, необходимо пересмотреть целевые показатели, регламентирующие эмиссию «парниковых» газов и структуру местных энергобалансов (energy mix). В качестве механизмов, стимулирующих снижение выбросов, могут применяться квотирование (нормирование, торговля квотами) и торговля углеродными (экологическими) кредитами.

План рассчитан на долгосрочную перспективу. Федеральные и региональные меры, нормы и требования, разработанные на основе Clean Power Plan, подлежат исполнению в период после 2022 г., при этом предусмотрены несколько этапов, в ходе которых предполагается осуществить корректировку политики (2022‐2024 гг., 2025‐2027 гг., 2028‐2029 гг.). Контроль за ходом реформ возложен на «Агентство по защите окружающей среды», министерство энергетики и «Федеральную комиссию по регулированию энергетики».

Отметим, в 1970 г., в год образования «Агентства по охране окружающей среды», принят «Закон о чистом воздухе». Реализация норм осуществляется указанным агентством совместно с правительствами штатов, руководящими органами племен, органами местного самоуправления, представителями промышленности, экологически ориентированными организациями и общественными деятелями. В 1990 г. закон изменен (новая редакция - The Сlean Air Act, 1990). Одна из основных новаций - механизм лицензирования (выдачи разрешений) на эксплуатацию объектов, загрязняющих воздух. В разрешениях приводятся следующие сведения: перечень загрязняющих веществ, их допустимая концентрация в воздухе, меры, принимаемые владельцем/оператором объекта по сокращению нагрузки на окружающую среду, порядок измерения установленных показателей и информирования населения и вышестоящих инстанций. Разрешения на эксплуатацию выдаются органами управления штатов и племен. В случае, если данные ведомства выполняют обязанности неудовлетворительно, то разрешения может оформлять «Агентство по охране окружающей среды».

В целях информирования населения используется синтетический «Индекс качества воздуха». Показатель регулярно обновляется путем мониторинга воздуха в различных регионах страны. Контролю подлежат оксиды азота (NOx), диоксид серы (SO2), летучие органические соединения (volatile оrganic сompounds, VOC), твердые частицы (PM 10 и PM2,5), «парниковые» газы (GHG). Соответствующие данные размещаются в открытом доступе.

На основании законов о чистом воздухе «Агентство по охране окружающей среды» разработало и внедрило национальные стандарты качества окружающего воздуха (National Ambient Air Quality Standards, NAAQS).

Во многих штатах созданы внутренние рынки, на которых обращаются ценные бумаги - экологические кредиты/кредиты на сокращение выбросов (Emission Reduction Credit, ERCs), являющиеся инструментом снижения эмиссии вредных веществ в окружающую среду. Торговля на аукционах организована в соответствии с федеральными законами, законодательствами штатов и ведется брокерами по экологическим кредитам (environmental credit broker). Экологические ценные бумаги регистрируются в специальном реестре США. Ценные бумаги, выпущенные стационарным источником загрязнений, может использоваться другим подобным источником выбросов. Правом выпуска указанных кредитом могут обладать также области, регионы (areas) и передвижные источники. Торговые операции могут совершаться между штатами. Отчетность по сделкам (ценам) может публиковаться ежедневно или один раз в месяц, при этом ряд местных брокеров (от штатов) подобную информацию не предоставляют. На поддержку экологических программ, реализация которых контролируется на федеральном и региональном уровнях, направляется часть (около 10%) стоимости экологического кредита, при этом «Агентство по защите природы» получает 3% от оборота ценных бумаг.

Интерес представляет региональная инициатива 10-ти штатов (The Regional Greenhouse Gas Initiative, RGGI). Инициатива направлена на сокращение выбросов СО2 и поддержку местных генерирующих компаний, управляющих/владеющих объектами установленной мощностью 25 МВт и более. Региональные аукционы по квотам на выбросы CO2 проводятся ежеквартально, при этом на данных мероприятиях распределяются пособия. Управление структурой RGGI осуществляет совет директоров. Контроль исполнения обязательств генерирующими источниками производится один раз в три года. 

В августе 2017 г. президент Д. Трамп представил «План развития энергетики - Америка прежде всего» (The America First Energy Plan). В нем намечены три главные цели: энергетическая независимость, создание рабочих мест, защита окружающей среды. Предполагается, что в энергетике и смежных отраслях будет создано около одного миллиона новых позиций за счет сокращения государственного регулирования и частной инициативы. В 2021 г. после смены руководства США этот план может быть пересмотрен.

Государственный план развития магистральных сетей. В середине 2000-х годов в соответствии с законами Federal Power Act (section 2016) и Energy Policy Act (2005), по итогам научного исследования и консультаций с местными органами власти министерство энергетики разработало проект по созданию двух электроэнергетических коридоров: «Центр – Атлантический регион» (Mid-Atlantic Area National Corridor) и «Юг-Запад» (Southwest National Corridor). Цель строительства – повышение надежности энергоснабжения потребителей, располагающихся на всей территории страны, при этом министерство указало на необходимость снижения нагрузки на окружающую среду, внедрения ВИЭ, расширения местной генерации, проведения НИОКР по поиску и применению технологий, позволяющих оптимизировать системы управления сетями.


Выводы:


  1. Материальная база энергетики США и ее надстройка – система регулирования – характеризуются особенностями, которые обусловлены культурными, географическими, социально-экономическими, политическими факторами. Иными словами, энергетическое хозяйство страны и система управления им являются уникальными в том смысле, что они неповторимы в других условиях.
  2. Энергетическое хозяйство создавалось по мере развития производительных сил на основе в основном частной инициативы при ограниченном влиянии государства. Развитие происходило в отсутствие общегосударственного плана. Этот процесс занял более 100 лет.
  3. Система управления отраслями ТЭК формировалась постепенно в условиях расширения материальной базы и усложнения системы торговли топливно-энергетическим ресурсами. Выделяют три основных этапа развития системы регулирования: (1) зарождение и становление (приоритет - борьба с монополиями), (2) развитие на основе механизмов разрешения споров (тарифы и методики расчетов цен являлись предметом разбирательств), (3) развитие на основе административных решений (регулирование тарифов органами власти, ценообразование основано на принципе окупаемости, поддержка предпринимательства путем проведения специальной политики – обратных аукционов на получение субсидий по оказанию услуг, возмещение неокупаемых затрат).
  4. Современная система регулирования предназначена для защиты интересов всех участников рынков. Техническое регулирование и формирование тарифов – сложный многосторонний процесс, в котором участвуют представители органов власти, отраслей, потребителей, научного сообщества, общественных организаций, средств массовой информации. Регулирование осуществляется на двух основных уровнях – федеральном и на уровне штата, при этом у низшего уровня – муниципалитета также имеются возможности влияния на ход вещей.
  5. На федеральном уровне контроль за энергетическим хозяйством, торговлей топливно-энергетическими товарами, сферой регулирования осуществляют три высших федеральных органа государственной власти: Правительство США, Конгресс США и Верховный суд США. В системе исполнительной власти профильными ведомствами являются: Министерство энергетики, Министерство транспорта, Министерство юстиции, Федеральная комиссия по торговле, Агентство по международному развитию, Департамент внутренней безопасности. Важные функции выполняют две независимые структуры – Федеральная комиссия по регулированию энергетики и Агентство по защите окружающей среды.
  6. На местном уровне (штатов) регулирование и контроль осуществляют три ветви власти штатов, руководство племен, а на нижнем уровне управления - муниципалитеты. Местные органы власти наделены широкими полномочиями. Уполномоченные органы (комиссии) решают различные задачи, в том числе следующие:


- регулирование розничной торговли (контроль цен, противодействие недобросовестной конкуренции - борьба с монополиями, сговорами);

-регулирование услуг по передаче и распределению товаров (контроль тарифов, обеспечение недискриминационного режима доступа к объектам, способных представлять монополии);

-контроль хозяйственной деятельности энергокомпаний (проведение налоговой политики, включающей возможность ограничения размера прибыли, осуществление технического надзора);

- стимулирование «чистого» развития путем расширения мощностей ВИЭ, развития сфер энергоэффективности и ресурсосбережения, торговли квотами на выброс вредных веществ в окружающую среду.

Муниципальные власти (органы местного самоуправления – власти деревень, небольших поселений и крупных городов, округов) взаимодействует непосредственно с гражданами и их объединениями, предлагают широкий спектр базовых услуг, включая услуги ЖКХ. Муниципалитеты аккумулируют информацию и передают ее в вышестоящие инстанции.


  1. В развитии сферы регулирования участвуют научно-исследовательские структуры, в первую очередь «Американский институт нефти» и «Газовый технологический институт». Они разрабатывают стандарты, нормы, правила и инструкции. В этой работе могут принимать участие представители отраслевых организаций и государственных органов.
  2. На регулирование отраслей ТЭК и торговли оказывают влияние механизмы лоббирования, возможности которых усилились в конце ХIХ века в условиях расширения полномочий федеральных властей, а в последствии – в условиях экономического роста и создания крупных и транснациональных корпораций.
  3. Процесс формирования цен на топливно-энергетические товары основан на рыночных механизмах – спотовой торговле и биржевой торговле срочными контрактами. В США эти механизмы характеризуются высоким уровнем развития.
  4. Тарифы на услуги по транспортировке, распределению нефти и нефтепродуктов, газа с использованием трубопроводного транспорта, а также электроэнергии внутри штатов контролируются местными органами власти, которые вправе установить верхний предел прибыли сетевых компаний. Тарифы на транспортировку/передачу между штатами регулируются федеральными органами власти и независимым агентством FERC.



Нет комментариев
Добавить комментарий